Турция

А.М.

Здорово Толейский!

Вот вернулись из турецкого похода. Было нас в группе 9 мужиков и Иринка. Снова тебя с нами небыло, а жаль, хоть раскажу тебе почём в Турции апельсины на речках.

5 апреля 2005г. В аэропорту наш чартер, как водится, задержали на несколько часов, спасибо хоть бесплатно покормили, не дали сголоду помереть, а то пока я из Спасска до Москвы с братвой добирался всю закуску съели. Особенно Лёцика, помнишь, он ведь не пьёт. Вот еды и неосталось, только на поход… Посему в Анталию приземлились под вечер. У нас из Рязани был заказан автобус на все перемещения по Турции, спасибо турки нас дождались, несмотря на наше опоздание. По дороге заехали в супермаркет и на придорожный рынок, купили на пару дней сплава продуктов. Дороги у них хорошие, без ям, все в разметках, отражателях, осветителях и указателях, даже в горах, не то что у нас в Рязани. Все ездят по правилам, как только скорость не привышают, горячие турецкие водители, ума не приложу. Просторный и комфортабельный микроавтобус привёз нас на речку Алара уже за полночь.

река Алара (Турция) апрель 2005, «Письмо другу»

Разгрузились перед мостом через реку, включили фанарики, нашли площадку ниже дороги, перетащили на неё вещи, поставили лагерь и улеглись спать. Просыпаемся, а вокруг красота неписанная. Солнце пригревает, что в палатки не поспишь, а у нас дома снег до конца ещё не сошёл. Вверх по долине реки открываются белоснежные горные хребты переливающиеся на солнце. Бабочки с цветочка на цветок пархают. Птички щебечут на разные турецкие голоса. На берегах хвойный лес с цветущими кустарниками. Всё пахнет и благоухает, тоже не по-нашему. Вдохнешь воздух полной грудью, и выдахать не хочется. Речка мирно несёт своё течение по узкой, извилистой горной долине. Населения рядом невидно. Спокойно — как в раю.

А когда я внимательней присмотрелся к нашему лагерю, то обнаружил, что апельсины прямо над нами растут. Ну, точно рай – турецкий. Чтоб все так жили. Позавтракали со свежими турецкими овощами и фруктами, посбивали апельсины с деревьев.

Сергеич дал наказ к обеду собрать всем катамараны, 2-е четвёрки и двойка, и отчалить. Начали работать. Тут откуда ни возмись, прибегает турецкий старичёк, и что-то по-турецки машет руками с недовольным лицом. Мы конечно-бы с ним поговорили по-русски, но он же турка даже по-английски ни бельмес. Стараемся не обращать на него внимания, но он ещё пуще заливается. Мы его и покормить хотели, он в отказ, спасибо Иринка, чаем с плюшками его соблазнила. Немного успокоился старичёк. На жестах как-то обьяснились, что мы лагерь поставили у него в огороде, хотя там обычная ровненькая не паханная площадка у берега реки. Огородов я таких пока не видел, да и не огород скорее всего это был, просто его земля, хотя не огорожена ни с одной из сторон. Короче, мы ему денег даём американских, он их выкидывает, за деньги не считает, а местных у нас совсем мало было, зачем они нам на реке – тугрики-лиры, магазинов на реке нет. Со всех наскребли что-то. Дали. Старик успокоился посидел, на нас посмотрел и ушёл. Сергеич нас опять — давай быстрей выплывать, пока старик подмогу не привел из своего хутора, откупаться нечем, а то точно новая русско-турецкая местного масштаба разразится. А мы говорим, если чё Иринкой откупимся, она у нас девчёнка красивая, стройная как кипарис, а главное с длинными светлыми волосами. А адмириал говорит – Кто в порогах грести будет, и что жениху потом скажу?! Так и пришлось рысью достраивать караблики и отчаливать ни пообедов и ни поужинов, к тому же старик с подмогой пришёл.

река Алара (Турция) апрель 2005, «Письмо другу»

Первые пороги этого дня 3 категории несли одну сложность прохождения – чисто, без наездов на камни вписаться в габарит. Рваться совсем нельзя. Впереди маршрута неизведанная, сложная река Манавгат, и 2-х дневный отдых в 5-и звёздночном оттеле, так что лучше загорать на пляже Средиземного моря, где всё включено, чем шить катамаран на живописных камнях, где включаются местные турки и выключаются продукты. Так что школа манёвра началась по полной программе. Двойке, конечно, всё было по веслу. На ней шёл Борька Гусев и Рома Бочаров — мастера, победители чемпионата России на Белой и всё такое, одним словом — двоечники. У нас командовал Сергеич с Иринкой на корме, а на правом носу сидел тёска Махляев, классный крепкий мужик, поёт, только вот всё по Карелиям больше ходит в последнее время. Одним словом надо нам схаживаться. Вторая 4-ка во главе с Лёциком выглядела побоевее нашей, хотя там тоже один был новый парень из Москвы. Проходили все пороги с вещами. Речка больше для каякеров подходит, а не для наших четвёрок. На другой день русло речки как бы пошло в каньоне, с невысокими стеночками от метра до10-и, иногда и повыше. Такой быстренький ручеёк в 2-5 метров шириной, со сливами через всё русло. Двоечники впереди на разведке, а мы переодически застреваем в узостях. Можно было без вёсел идти, а с перчатками покрепче, чтобы от стен отталкиваться. Снимать на видео-фото нечего кроме каньона. Да и как снимать, сплавляемся как вагончики в метрополитене за поворотом уже ничего не видно и близко идти нельзя, а то задавишь. Метрополитен река пропелила очень живописный – ровно отточенные водой стенки, полочки, ложбинки, ступеньки идущие на верх, к некоторым мы причаливали, и выбравшись из каньона осматривали реку вниз по течению. В каньонах не было серьезных препятствий из за большой глубины воды. Впереди на реке есть непроходы по габаритам, и завалы – порог Портер, которые нужно обносить. Вот такой экстрим. Характер препятствий не меняется, слаломные прохождения на манёвре влево – вправо. Я их всю дорогу путал, да и не только я один, но уже стало лучше получаться у нашего экипажа. Сашка, который справа на носу сидел, научился грести в центе между носами, когда справа от него небыло воды, и толкаться веслом о стены, в которые река периодически пытались нас ударить. Он крепкий парень поначалу всё хотел гребонуть посильнее, чтобы нос увести от удара, а не тут-то было. Я боялся, что вёсла все переломаем и уши на носу порвём.

Выходим из очередного поворота, а впереди в метрах 20-30-и узость с негаборитом для нас и водопад, внизу воды не видно, вылезти наверх очень сложно. Слева, можно выброситься на большой камень и обнести, но места там очень мало, а тут ещё 4-а Лёцика думает, как проходить и двоечники крутятся. Пришлось руками цепляться за выпуклости и выемки в берегу каньона, только чтобы не свалиться на ребят идущих впереди нас. Четвёрка выбросилась с разгона на камень, а двоечники решили прыгнуть сходу. Как потом рассказывал Борька, прыгнули в водопад носом, но не тут-то было. Не хватило несколько сантиметров по габаритам и ребята на катамаране двойке застряли в сливе. Вода давит. Рома разгрузил левый баллон, выпрыгнув на камень, где уже был экипаж четвёрки и пытался помочь застрявшим парням. Борька оставался в дугах и разгрузившейся кат упал в пенный котёл трёх метрового водопада. Рома остался на берегу. Метров через 100 после водопада Борька зачалил кат и подождал напарника, которого привезли на четверке. Жалко всё это шоу не снято, т.к. всё в походе снимали Борька, которому было не до того, и я, который никак туда попасть в этот момент не мог.

Наш экипаж также героическими усилиями влетел на большой камень на левом берегу и успешно обнёс водопад. Фотка сделана (http://seoma.narod.ru/turkey.htm) не нами, у них воды больше, но камень, через который мы обносили, просматривается. Следовательно, у нас проход был уже, более отвесный и глубже. По ходу движения на реке нас обогнали каякеры из Европы. Одно из самых примечательных препятствий на Аларе надо отметить порог Портер, который мы, как и все обнесли, но конечно же со своими приколами. У нас же катамараны, а таскать их тяжело, поэтому мы их решили сбрасывать по верёвке с левого берега на спокойную воду.

река Алара (Турция) апрель 2005, «Письмо другу»

И все-таки на одном из обносов, порвали обо что-то шкуру катамарана четвёрки. Парни быстро всё зашили, и мы продолжили путь. 8 апреля в обед проплыли под очень живописным мостом. Его ещё римляне строили, он узок для современных машин, но для лошадей в самый раз. Но явных дорог и троп к нему нет. На мосту дественная травка.

Зачем тогда строили — непонятно

Окончили сплав уже после обеда, около каравансарая Аларахан. В 13 веке Сельджукским султаном Алааддином Кейкубатом был построен каравансарай Аларахан на берегах реки Алара. А на Вершине ближайшего холма расположилась крепость Алара, с высоты которой можно обозревать окружающую территорию. Кто хотел, собрав остаток сил, взобрался на вершину горы-крепости, откуда открылась живописнейшая панорама на долину реки, Средиземное море, местные посёлки, где мулла запел вечернюю молитву. Да и сама крепость предстала во всей красе — остатки крепостных стен по спирали уходили вверх, подземные ходы и помещения для жизни гарнизона, крутые лестницы, уводящие в полный мрак, так что фонарики нам пригодились. На утро за нами в условленное место и время приехал комфортабельный микроавтобус, который повёз нас на таящую неизвестность и опасность реку Манавгат. Единственное что нам удалось узнать в Рязани про Манавгат – это то, что её проходили иностранные каякеры, и река классифицируется 5-й международной категорией. Но об этом в следующем письме.