Северная Америка

Р.Черняев

ЧЕТВЁРТАЯ ВЫСОТА

10.45. Штурмовой лагерь, 5250 м
Из палатки вылезаю злой и невыспавшийся. Ну нельзя быть такими ослами! Почему, скажите на милость, мы взяли наверх только одну двухместную палатку на четверых? Как будто в ночь перед штурмом на 5250 и без того мало проблем со сном… Ладно, проехали. Тем более, жизнь вроде как налаживается. Погода удалась — небо ясное, снежных флагов на нависающем над нами предвершинном гребне не наблюдается. Дай бог, чтоб на весь день хватило. Кипяток опять же на подходе. Хотя кипяток на такой высоте — понятие относительное, вода начинает булькать уже при 75 градусах.

Пока пьём чай и пытаемся запихнуть в себя хоть что-нибудь из еды, проводим рекогносцировку. Не мы одни ждали погоды, поэтому на склоне уже несколько связок, ещё полдюжины готовятся к выходу. Ну и попутного ветра! А мы подождём, пока спадёт ажиотаж.

Как театр начинается с вешалки, так и любое мало-мальски серьёзное путешествие сегодня начинается с Интернета. День за днём мы лопатили ресурсы сети, собирая драгоценную информацию, отсекая лишнее, пока к началу апреля не выкристаллизовался окончательный и бесповоротный план рязанской экспедиции на Мак-Кинли. И вот уже позади он-лайновая регистрация в национальном парке, суета с визами, приобретение страховых полисов — сразу после полуночи 29 мая мы, предварительно распрощавшись с большим наплывом родных и близких, отправились на Аляску.

После обеда того же дня (не забудьте про разницу во времени) нас уже встречал Анкоридж в лице Артура Тестова (кто не знает — я не виноват), который и приютил нас на ночь. Рёбрышки под водочку, ляля-тополя, ностальгия — короче, вечер удался. На следующий день переместились в Талкитну — карликовый городок, живущий исключительно за счёт любителей гор и рыбалки.

13.00. Денали пасс, 5600 м
Положение тревожное. До конца траверса рукой подать, но дорогу перекрывает затор из двух длинных связок, которые, скорее, быстро стоят, чем медленно идут. Нет, всё-таки хреново у буржуев с физикой.
Дима с Андреем успели обогнать эту черепашью процессию на пологом участке и умотали вперёд, а мы с Геной застряли, и, похоже, надолго. Сверху крутяк, снизу тоже — обгон, что называется, запрещён. Два альпиниста, пополнившие в этом году своими именами список навсегда оставшихся на Мак-Кинли, сорвались именно в этом месте. И всё бы ничего, но руки подмерзают, а большие пальцы на ногах я, кажется, уже не чувствую. Так и обморозиться недолго. Что, Гена, спляшем? Эх, яблочко…

Впечатления от Америки как таковой — двойственные. Природа понравилась, всё остальное — не очень.

Природа действительно впечатляет. Чуть шагнул за край цивилизации, сразу дичь — непроходимые заросли, лоси, медведи. Люди, бывавшие на Камчатке, говорят, что очень похоже, только без вулканов.
Немного о транспорте. В плане размера машины на Аляске начинаются там, где наши заканчиваются (пара рязанских хаммеров не в счёт). Это тот самый случай, когда размер имеет реальное значение, особенно зимой.

Местный общепит разочаровал наглухо. Большинство ресторанов похожи на «МакДональдс» (в смысле меню), а большинство местных жителей — на его постоянных клиентов (в смысле габаритов). Хотя в магазинах всё есть — 90% продуктов, купленных на восхождение, оказались не только съедобными, но и вкусными.

Насчёт курения и употребления в общественных местах всё гораздо строже, чем у нас, причём в отличие от России там вышеупомянутые строгости соблюдаются. И эти люди упрекают нас в ущемлении демократических свобод…

15.40 Футбольное поле, 5950 м
Уф, кажется, можно перевести дух. До вершины всего ничего — двести метров взлёта и ещё чуть-чуть по гребню. Участок после траверса дался на удивление легко — череда крутых и пологих подъёмов, потом «обманка» — одиноко торчащий пупырь, который многие принимают за вершину, небольшой спуск и «Football Field» — большая поляна, на которой мы сейчас допиваем чай и готовимся к финишному рывку. Как же хорошо идёт в горах каркадэ — просто бальзам на душу. Рюкзаки и ледорубы бросаем здесь — дальше налегке.

На ледник мы забрасывались маленьким самолётиком в два захода. Маршрут восхождения условно разделён на две половины: нижние лагеря, между которыми сравнительно длинные переходы с небольшим набором высоты, и лагеря верхние, где всё наоборот. Первые три дня все передвижения происходили условной (в смысле белой) ночью — во-первых, подстраивались под свой биологический день, а во-вторых, и наст пожёстче, и с трещинами попроще. Особо не выматывались, хотя и двигались быстрее, чем предписано большинством графиков. Во втором лагере даже измудрились сварить свежие щи — представляете, какими глазами смотрели проходящие мимо буржуи на русских, с энтузиазмом кромсающих капусту.
Кстати, на горе встречались не только буржуи, хватало и представителей приказавшего долго жить соцлагеря — поляков, чехов, сербов, латышей. Причём большинство из них предпочитали проводить свободное время в нашей тёплой компании. То ли привыкли, что русские обогреют-нальют-накормят, то ли просто люди мы хорошие…

16.45. Предвершинный гребень, 6150 м
Кажется, оставив ледорубы, мы погорячились. Гребень не то чтобы опасный, просто узкий, а падать с него ну очень не хочется — слева обрыв метров триста, а справа дна не видно, но судя по карте — около двух километров. Если неделю назад, встретив группу, не дошедшую до вершины двести метров, мы недоумевали, как так можно, то теперь понимаем и сочувствуем. Когда здесь гуляют ветра за 100 км/ч, врагу не пожелаешь. Но нам с погодой продолжает дико везти, из-за перегиба уже доносятся чьи-то восторженные вопли, а Гена уже начинает разворачивать флаги…

Погода на Мак-Кинли — это отдельная песня. Близость к Полярному кругу и северным морям-океанам делает своё чёрное дело. Температурам за минус 30, ураганным ветрам и многодневным снегопадам гора обязана своим новым именем — альпинисты прозвали её «Пик терпения». Более десяти дней до нас вершина не подпускала к себе ни одного восходителя, некоторым пришлось ждать погоды тридцать суток и уйти несолоно хлебавши. Нам, как всегда, свезло. Из шести дней, запланированных под непогоду, мы просидели в базовом лагере только три. За это время успели познакомиться со всем местным бомондом и пристроить к спальному отделению уютную кухоньку, которую с лёгкой руки Димки Морозова окрестили, конечно же, «КухнейСпаркс».

17.10 Вершина, 6196 м
Заветный костыль местного географического общества и четыре рязанца вокруг него. Крыша североамериканского континента. Не знаю, боги какого пантеона отзываются здесь на Аляске, но, кто бы вы ни были, спасибо вам большое. Наша благодарность не будет знать границ в разумных пределах.
Как обычно, когда закончена официально-отчётная фото- и видеосъёмка, отхожу в сторону и пытаюсь покопаться в себе — может, на этой вершине я наконец-то стал чище, мудрее, сильнее… Да нет, вроде. Хотя со стороны виднее.

Вопрос, что делать с оставшимся до отлёта временем, остро не стоял — ещё на спуске решили, что будем ловить рыбу. Гена от рыбалки отказался, сказал, что собирается ходить по музеям. Мы сделали вид, что поверили.

Рыбалка, кстати, удалась. И пусть нам не попался хвалёный королевский лосось, зато радужной форели хватило и на уху, и на запеканку, и на малосолку, а трофейный экземпляр получился прилично за два кило. Не впечатляет — не обессудьте. Мы всё-таки альпинисты, а не рыбаки.

Давно подмечено, что все неприятности происходят с нами не в горах, а до или после. Поэтому, когда мы прилетели в Шереметьево, а наши рюкзаки остались куковать во Франкфурте, мы даже не очень удивились. Благо на следующий день их, как и было обещано, привезли в Рязань и сдали нам с рук на руки. Сервис, однако…