Литература

КА-КА (Краткое пособие по скрещиванию каякеров и катамаранщиков в общем походе)

Борис Яхнис

Каякеры и катамаранщики не любят друг друга. Об этом можно много спорить, но от этого абсолютно ничего не изменится. Это несокрушимый факт и с этим ничего не поделаешь. Началось это уже давно. Катамаранщики появились гораздо раньше и по праву считают себя мастодонтами водного туризма. Но в отличии от мастодонтов, они не вымерли. Конечно, их поголовье заметно поредело, но они есть и число им — легион. Каякеры, в свою очередь, не смотря на более поздний выход на сцену, развивались очень стремительно и бурно. Во многом это произошло благодаря тому, что зерно упало на возделанную халявную землю — за бугром каякерный спорт был распостранен уже давно и на полную катушку. (В то время как катамараны — явление чисто наше и уникальное в своем роде: каты до сих пор вызывают изумление у иностранцев). С другой стороны, огромное количество народу, жаждущего индивидуального средства сплава, но сдерживаемое отсутствием такового (каркасно-надувные уродцы — не в счет), наконец-то выплеснулось на просторы наших водоемов.  

Сначала пионеры-каякеры робко просились в походы в группы катамаранщиков.
Воспринималось это со сдержанным недовольством, чему было свое
объяснение: каякер в группе — это дополнительный геморрой (и не малый!). Не говоря уже о том, что любая мало мальски серьезная шивера могла закончиться его переворотом и последующими спасработами, наличие каякера в группе превращало любую заброску в серьезную проблему (водители автобусов «пугались» каяков), а стандартную пешку — в битву на выживание.
Специфика судна требовала от каякера гораздо большей технической, физической и психологической подготовки для прохождения порогов наравне с катамаранами. Естественно, что презрительное отношение последних к психам-одиночкам, сражающимся за жизнь в средненьких порогах, где катамарану и грести-то почти не нужно, вызывала ответный всплеск «добрых» чувств. С появлением родео ситуация кардинально изменилась. Количество каякеров и без того немалое, выростало со скоростью снежного кома.
Возможность кувыркаться и крутить картвилы в безопасных «домашних» бочках привлекла новые полчища поклонников каяка. Пропасть между двумя «ка» разверзлась еще больше. Теперь самый последний чайник, пару раз сидевший в лодке, не знающий и не умеющий толком ничего, уже твердо знал, что каты — это плавучие троллейбусы, а все кто на них сплавляется — лохи и невежи, которых хлебом не корми, дай только переехать тонких ценителей струи — каякеров. В свою очередь, катамаранщики презрительно обзывали каяки — мыльницами и утконосами, а самих каякеров — пупоманами и матрасниками. Противоречия между двумя «ка» стали углубляться по мере развития родео. Следует отметить, что существует одно фундаментальное отличие между каякером и катамаранщиком — это философия сплава. 
Катамаранщики — животные стадные. Они вынуждены держаться вместе, ибо от этого зависит насколько удачно судно проходит порог.
Только слаженная работа всего экипажа позволяет маневрировать большим и тяжелым судном в серьезных порогах. Здесь — один за всех,  и все за одного. Иначе просто не выжить. Каякеры, напротив, закоренелые индивидуалисты. Каждый все решает за себя одного и несет ответственность за свое решение. Это диктуется спецификой судна, особенностями характера людей, которые его выбрали, и немного — влиянием наших западных коллег, у которых, как не крути, они многое переняли. Неприятие филисифии друг друга вызывает постоянную взаимную неприязнь. Еще одним существенным различием наших «ка» является стиль их походов.
Каякеры все чаще едут в цивилизованные районы, в сопровождении автотранспорта.
Туда, где вдоль реки есть дорога, а по берегам — кемпинги, магазины и, конечно-же, бары и др.питейные заведения. В противоположность им, катамаранщики по старинке отправляются в ненаселенку, с пешкой, обносами, радиалками и т.п. радостями «советского» стиля. Каякерам нового поколения все это дико, чуждо и непонятно. Вследствие этого пути-дороги представителей двух враждующих лагерей стали расходиться все больше, а их взаимоотношения превратились в некое подобие дистанцированной холодной войны. При встрече друг с другом они обычно плюются и переходят на другую сторону улицы. Каякеры пугают своих детей катамаранщиками, и наоборот (мол, не будешь есть кашу — посадим на катамаран). Любой уважающий себя катамаранщик в глубине души уверен, что уродливое полиэтиленовое корыто не пригодно для сплава по мало-мальски серьезной воде, а лишь оттягивает неизбежный момент оверкиля, отстрела, отлова и выслушивания леденящих душу баек о том, как жуткая бочка не выпускала «героя» до тех пор, пока силы у него не закончились (а бочку-то на реке — едва заметишь…). Каякер-же совершенно уверен, что здоровенный резиновый автобус все пороги сглаживает, как утюг, и сплавляться на нем сможет любой дурак (а уж после каяка — и подавно), а вся крутизна походов на катах заключается в жутких пешках и обносах. Обе стороны охотно высказывают свои убеждения при каждом представившемся случае.  

Но, как бы это не казалось странным и необъяснимым, каякеры и катамаранщики при всех своих разногласиях иногда все-же ходят в совместные походы. Конечно, такая группа очень напоминает мину замедленного действия.
Красочно описанные выше противоречия никуда ведь не исчезают, а с другой стороны, героические попытки участников похода сглаживать острые углы и сохранять видимость единства группы не дает выхода накапливающимся «парам». По законам гидродинамики, пары эти повышают давление, и при первом же удобном случае, бурно вырываются наружу.
Затем, обычно следует торопливое примирение, и давление начинает накапливаться заново. Возникает законный вопрос: как соединить несоединимое и сделать это максимально безболезненно?  

Вот об этом и хотелось бы услышать мнение общественности.  

(Нехилое вступление, Хе-хе!)  

Высказывайтесь, друзья!

Борис Яхнис, 199*

  • 3.9.10 12:55 Якунина Вот тут нам говорят спасибо каякеры за страховку http://www.burnovoding.ru/blog/extrem/1184.html. В др. месте за плов http://burnovoding.ru/blog/extrem/1223.html
    А все участники Короля Азии вызвали у нашей группы глубочайшее уважение. Мы почуствавали их необыкновенную любовь к Мажою, серьезность подготовки и подхода к этому мероприятию, страховке и т.д.. Очень порадовало отношение к новичкам, которым оч. трудно идти по такому сложному препятствию с чистого листа. Порсев лично перед стартом провел Леху и еще одного новичка по верхнему Мажою. Он хотел сам проверить их уровень и показать им дорожки. К с ожалению все запомнить им не удалось. У Лехи произошел уход не в ту протоку в пороге Суровый. Протока забита бревнами. Истратив силы на многочисленные вставания в Суровом. Он не смог удержаться в след пороге и отстрелился. Во время прохождения нашей группы Мажойского каскада Леха прошел все препятствия Мажоя без отстрела.
    Отличные ребята каякеры, я Вам скажу умеют и адреналин хлебать по полной и отжигать на всю катушку.
  • 3.9.10 11:37 Жук Яхниса выперли сцаными тряпками и он с прошлого милениума все саплю дует-дует никак не надует! гыыыыыыыыыыы
  • 3.9.10 10:54 Якунина Может быть проблеммы взаимооотношений надуманы или специально культивируются. У нас в группе нет противоречий не с каякером, не с рафтерами. Просто надо соответственно подбирать маршрут и тактику сплава.
    Прекрасно провели время на Короле Азии. Помогли ребятам со страховкой , Леха Карасев приготовил отличный плов для пати по просьбе каякеров. На ЧР по рафтингу тоже помогали в организации страховки. НИКАКИХ противоречий между каякерами, катамаранщиками, рафтерами не заметили. В нашей группе с взаимоотношениями естественно все ОК.:)))
  • 2.9.10 20:49 Жук пакатался по Италии в скалупке по 4 кс международной — клева!
  • 2.9.10 20:48 Жук который год тусую по два раза в неделю в стане врага — ОНИ МЕНЯ ПРАВдА ВСЕ НЕНАВИДЯТ???? гыыыыы
  • 2.9.10 18:12 ПотаповАндрей Молодец, Юрец!!! ЖГИ!
  • 31.8.10 16:12 hl to 13-воин. ну и бредятина =) кто хочет, тот поймет и каякер катамаранщика и наоборот. и кто такой каякер и почему он не может быть туристом водником? Почему каякеру важно куражиться? причем тут каякер? катарафтеры не любят куражиться? =) Про красоты и гитары вообще не ясно, причем тут вообще средства сплава? это от человека зависит.
    «Один за всех и все за одного» — это справедливо для любой группы, каякер ты или велосипедист или катарафтер какая хрен разница?
  • 31.8.10 15:53 Borissimo 2 13-воин. Про походы — не согласен. Порсев и Ко, (и Адидасы этим летом) наглядно доказали. Но их скорость прохождения часто изменяет само понятие поход. Нижний Башкаус за 1 день (по паводковой воде) — я в это до сих пор не могу поверить.
    Остальное — очень индивидуально. Некоторые каякерские фильмы такие демонстрируют такие рассветы и красоты, что дух захватывает. Но есть конечно и жывотные, которым всё это до лампочки (как и среди катамаранщиков, наверное :-).
  • 31.8.10 15:25 13-воин Хотелось бы написать: «Борис ты не прав», но, по сути, никогда каякер не поймет катамаранщика. Как никогда байкер водителя четырехколесного монстра (пусть даже оба автогонщики). Это философия. Конечно если ты каякер а не турист водник. Каякеру важно покуражиться. Ему наплевать на ваши красоты, рассветы, гитары и прочую лобудень. Пару хороших бочек (лучше с «лифтами» как скажем в Лосево) или серия водопадиков только повыше и без расхода. Дерзайте друзья каякеры. Походы вам противопоказаны. Ну а уж если вы сбрендили и решили сходить в поход, то извиняйте, тут придется считаться с принципом «Один за всех и все за одного» если конечно вы не идете в одиночку. Даже группа из двух человек группа. Пусть каждый сплавляется на своем судне, но ему приходится считаться с тем как идет его товарищ, какой у него мочевой пузырь и т д.
  • 26.8.10 18:21 ПотаповАндрей А, мы, Москвачи 01.10.10 улетаем на Муксу — Обихингоу…
    Присоединяйся! Посмотрим как выживают каякеры, и как они общаются с катамаранщиками! Сколько предложений от катамаранщиков, всего по одной статье каякера!!! А, он, в Австрию… соскакивает!??
  • 26.8.10 10:04 Borissimo Да меня это всё уже давно не волнует. Дата этого текста — прошлый миллениум :-). Я типа в назидание будущим поколениям 🙂
    Буду рад, еслы вы докажете обратное. Удачно съездить! (Я в конце сентября в Австрию).
  • 25.8.10 11:25 bg Я до сих пор не могу вникнуть в проблему, которая тебя (как каякера волнует)… Вот если бы я был каякером — то мне было бы в кайф, если часть общака и жратвы везет катамаран. Мне было бы в кайф немного расслабится по утрам пока братья катамаранщики пакуются и собираются. Было бы в кайф это время потратить на видеосъемку, и прочий отдых. Т.е. фактически у каякера в совместном походе — только одни преимущества. Речь идет, конечно, о достаточно протя                                женной автономке.

    Может тебе просто попадались «овощные» катамаранные группы, что ты так остро ставишь противоречия..

    Айда с нами в поход 🙂 Уходим 4 сент. Рассмотрим суть противоречий на плэнере.

  • 25.8.10 11:15 bg перенос.
    Боря! Пиши сюда , а не в новость.

     

    25.8.10 10:25 Borissimo Действительно, причем? Я ведь изначально запостил этот текст в плане обсуждения-предостережения совместных каячно-катамаранных походов. Мол, у людей появились такие планы, пусть хотя бы понимают, какие сложности возникнут в подобного рода походе. Ибо мне кажется, что не все это себе представляют. Чем раньше озаботиться этим, тем меньше будет неприятных сюрпризов на реке. Типа так. Остальное — лирика и (около)художественная литература :-).

  • 25.8.10 10:32 Borissimo Кстати, я вот прочёл комменты и очень удивился. Все пишут об одном и том-же: «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «каякер и катамаранщик — братья навек» и т.д. И почему-то никто не обратил внимание на суть проблемы — именно разница стиля хождения и философии-психологии, чтоли. И как при такой разнице ужиться в одном походе. А это именно то, на что я хотел обратить внимание. Наверное, в моём старом тексте это не достаточно акцентировано. В общем, эффект получился совсем не тот, которого я ожидал. 🙁
  • 25.8.10 08:48 bg Ты говоришь банальные вещи. Все это понимают. Но это ТЕХНИЧЕСКИЕ противоречия, а не людские. И людские, человеческие конфликты в длинном походе могут возникать только у тех кто не знал о технически разном стиле хождения Ка-Ка. О чем я писал до этого.

    Причем здесь вражда Ка-Ка?

  • 25.8.10 08:43 bg 25.8.10 00:25 Borissimo Если коротко, то не скорость прохождения, а стиль. Каяк едет по уловам, пока не упрётся в каньон или глухой поворот. Потом короткая разведка и дальше — по уловам. Кат едет до последнего большого улова и затем делает глубокую разведку.
    Утром каяк быстро собирается и сваливает. Кат долго собирается-вяжется-поддувается, затем быстро фигарит без остановки.
    Упрощённо: утром каякеры ждут каты, затем не могут за ними угнаться. И т.д. и т.п. Получается, надо утром расходиться и встречаться вечером на условленном месте для лагеря. Но тогда возникает естественный вопрос: а зачем идти вместе?
  • 24.8.10 21:50 bg Хмм. Борь, ну давай рассмотрим серьезный поход. Если все точки над i правильно расставлены ДО ПОХОДА, то какие проблемы КА-КА могут возникнуть во время похода? Я чтото не въезжаю.

    Под точками над i я подразумеваю:
    1. Один за всех — все за одного.
    2. Скорость передвижения разная.
    3. Разная оценка сложности препятствия.
    4. некоторые другие проблемы житейского плана

    И что ты подразумеваешь под манерой сплава? Дураку понятно, что кат идет медленнее каяка, но зато может вести кучу снаряги для автономки.

  • 24.8.10 18:47 Borissimo Что и следовало доказать :-). Я вот теперь со своими друзьями-катамаранщиками только на после-походных пьянках и встречаюсь. Да и то стараюсь очень сильно «фильтровать базар», чтобы не обидеть критикой их манеры сплава (да и вообще похода). В совместные походы мы уже не ходим с 2002 года (я не о себе конкретно, а о каякерах в принципе).
    И что-бы вы не говорили, противоречия есть и довольно серьёзные. Вылазят они, как сами понимаете, не на Лосево или там соревнованиях по ТВТ, а в серьёзном походе где-нибудь в жопе мира. Отрицать это — прятать голову в песок.
    Но это всё касается только тех, кто собирается в совместный поход на серьёзную реку. Для остальных — скорее академический интерес :-).
  • 24.8.10 12:34 ПотаповАндрей Полностью согласен с bg. У меня полно друзей и среди катамаранщиков и среди каякеров. Собираемся вместе, делимся впечатлениями о походах, смотрим фильмы. Подкалываем друг друга, но ненависти, нелюбви никакой нет. Каждый занимается своим любимым делом. Надо просто уважительно относиться к увлечению своего друга. Вот и все.
  • 23.8.10 17:41 13-воин На первоначальном этапе согласен, но насчет малых струй . . . Еще Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Не всегда плот несется с большой скоростью. Плот на поперечных гондолах в пенных котлах может запросто, и остановиться тогда даже небольшая струя может определить направление дальнейшего движения. Но это теоретический спор выходящий за рамки обсуждаемого вопроса. Надеюсь, ты все-таки согласишься, что плотовики хорошо умеют читать воду, особенно если они потом садятся в каяк, как скажем Коля Микрюков.
  • 23.8.10 16:08 Якунин Жора согласен с тобой почти во всем за исключением того момента,где ты говоришь,что на плот влияют маленькие струи.Это не совсем так.Вернее сказать совсем не так.О чем говорит наука наук математика и физика?О том,что влияние бесконечно малых величин (в нашем случае маленькие струи) на большую величину (в нашем случае плот)несущественно и на конечный результат (в нашем случае местоположение плота )влияния не имеет и может не учитываться.Поэтому при построении линии движения плота плотовики учитывают (в основном ) наиболее мощные струи и противотоки порога,а на мелкие в виду большой инерционности судна не обращают внимания.Так,что на первоначальном этапе подготовки водника ни что не сравнится с каяком.
  • 23.8.10 15:30 13-воин Господа! Не надо говорить, что проблемы между двух КА не существует. Конечно, существует. Но корни ее как правильно заметил В.Якунин в подходах к предстоящим походам. Настоящие каякеры тренируются круглогодично, считают соревнования развлекухой, в походы ходят потусоваться, попить пива и всякие правила презирают. «Мастодонты» видят воду раз в год, ходят строем и презирают все суда меньше 0,5 на брата (а лучше по кубу).
    Продолжая в таком духе, мы никуда не придем. Да собственно и не надо никуда идти. Рязанские водники, как правило, рождаются каякерами и уже, потом становятся «мастодонтами», если конечно дорастут, а не сопьются на очередной тусовке где-нибудь на Мсте или Пихорке. Я бы вообще запретил выдавать справки по 1-2 категориям, если они пройдены не на каяках и байдарках. До 5 категории сложности (включительно) серьезных противоречий в комплексных группах не возникает. Я сам участвовал и даже руководил пятерками, сплавляясь на каяке и пересаживаясь на катамаран в сложных порогах требующих усиления экипажей (Утулик, Чаткал, М.Нарын, Чуя и т.д.). Я всегда считал, что по-настоящему читать воду умеют только плотовики и каякеры. И те и другие учатся этому по необходимости: у плотов нет положительной скорости, поэтому приходится учитывать каждую струйку иначе в основную струю можно просто не попасть, у каякеров другая беда здесь каждая струйка может положить, если ее проигнорировать. Появление каякеров в шестерках да еще с приличным расходом воды штука действительно противоречивая. На западе каяк-спассредство. Каякеры обеспечивают страховку при коммерческом сплаве. А как страховать каяк рафтом? Никак. Страховать каяк катамараном можно и очень даже эффективно, но если есть место для страховки, а на супер-реках как правило активную страховку выставить почти невозможно. Спасение утопающих дело рук самих утопающих. И обычный участок реки с валами бочками отдельными камнями при расходе 150-200 кубов для опытного экипажа на хорошем катамаране идется, как правило, без осмотра и длиться может по нескольку часов без чалок и страховок, тогда как каякер выдержать такую нагрузку физически не в состоянии. Чтобы не возникало противоречий между КА-КА нужно просто грамотнее подходить к выбору маршрута и составлению графика движения. Тогда будут и овцы целы и волки сыты. Что же касается «мастодонтов», то бог им судья. Настоящий водник должен свободно владеть управлением любого судна будь то каяк, катамаран, рафт или даже плот. Увеличение объема судна не упрощает задачу его управления, а скорее усложняет ее. Если Вы, конечно, хотите управлять своей судьбой, а не отдаться на волю случая. Заявляю это как турист имеющий опыт сплава 5 категории на каяках, плотах, рафтах и 6 категории на катамаранах (от 2-х местных типа «Тритон» до 6 кубовых монстров). И честно говоря, я давно не встречал групп, которые недостаток опыта компенсируют объемом катамаранов. Слишком уж это дорогой путь и в некуда. Напротив явно просматривается тенденция перехода на серийные суда. А это средний и малый объем. Так что впереди скорее сближение КА-КА, потому как катамаранщики тоже любят пить пиво и возить шмотки на автомобилях по дороге. А на средних и маломерных судах им легко будет подобрать маршрут для комплексной группы. Да здравствует единение водников!
    Хочется закончить словами песни: «Губит людей не пиво, губит людей вода!»
  • 23.8.10 14:54 hl да ну бросьте, в этом тексте дохрена верных суждений. не лгите себе =)
  • 23.8.10 13:12 bg перенос

    23.8.10 13:01 Якунин Боря я полностью разделяю твое мнение насчет комплекса неполноценности это действительно так.Я пишу скорее о том,что стать хорошим катамаранщиком (независимо от объема судна) проще,быстрее и надежнее получив начальные навыки на каяке.На мой взгляд для более быстрого развития водника (независимо от того на чем он в дальнейшем будет специализироваться)должно начинаться с каяка.И тогда у того о чем пишет Яхнис просто не будет причин.Всех нас объединяет бурная вода и ни о какой нелюбви между сплавляющимися на различных судах речи идти не должно.

    23.8.10 12:10 bg «Нелюбовь» может быть только у «детишек» или людей страдающих манией неполноценности. Думаю что, созревшие водники вполне уважительно относятся к выбору средства сплава. Просто в стилистике похода гибридной группой достаточно много сложностей, и объединятся ни тем ни другим не очень удобно (но вполне можно!).

    23.8.10 11:59 КондраковОлег Любой антагонизм (катамаран-каяк, альпинизм-туризм и т.п.) идет от узколобости. Все имеет право на жизнь. Вот весы коллективизм-индивидуализм ,с моей точки зрения, в последнее время стали перевешивать к последнему, вот это не радует

    23.8.10 11:46 Якунин Это бред сивой кобылы,что каякеры и катамаранщики не любят друг друга.Все проще -взаимная нелюбовь есть у тех кто тренируется на воде достаточно регулярно (а тут все каякеры и часть катамаранщиков-как правило имеющих каякерский опыт)и соответственно имеет хорошее понятие в бурной воде и выроботавших у себя чувство живой воды (которое легче вырабатывается при помощи каяка) и тех,кто от похода к походу воды не видит и как правило спасается за большими объемами средств сплава при «прохождении» порогов.Слово прохождение поставлено в кавычки т.к.чаще всего идет просто пронос через порог.Пишу об этом с полной ответственностью,т.к.имею достаточно опыта препятствий на каяках и катамаранах.

    23.8.10 10:22 Shtainxxx Стереотип о том что каякеры и катамаранщики не любят друг друга изобрёл в своей книжке Валентин Юрин. Уже много лет прошло, но некоторые, радостно гыгыкая, продолжают поддерживать этот бред. Почему никому в тыкву не придёт сравнить фигурное катание и хоккей? Чо, и там и там коньки и лёд.

  • 23.8.10 11:57 Якунин П.С. кстати у меня каякерский опыт появился раньше чем катамаранный.И знаю много таких людей-к примеру С.Папуш со соей командой и многие из Питера такие как С.Петров,В.Семенов.Так что Борис Ваш постулат о первичности и вторичности мягко говоря некоректен. А вот то что сплавляющиеся на мастодонтах (часто заменяя технику управления на неоправдано большие объемы и без тренировок) считают себя самыми крутыми вот именно в этом суть взаимной неприязни.