Отчет о прохождении водного туристско-спортивного маршрута второй категории сложности по Карелии, совершенном группой туристов города Рязани по рекам Муезерка — Чирка-Кемь

О прохождении водного туристско-спортивного маршрута второй категории сложности по Карелии, совершенном группой туристов города Рязани по рекам Муезерка — Чирка-Кемь

в период с 31.07.2016 г. по 13.08.2016г

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 23/4

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ: КРУПНОВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ rnkrupnov@yandex.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ Рязанской области

рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю ВТОРОЙ категории сложности.

Отчет использовать в библиотеке ФСТ РО

Рязань

2016 г.

Содержание отчета

1. Паспорт спортивного похода
1.1. Проводящая организация
1.2. Место проведения
1.3. Общие справочные сведения о маршруте
1.4. Подробная нитка маршрута
1.5 Определяющие препятствия реки Муезерка
1.6 Определяющие препятствия реки Чирка-Кемь
2. Ф.И.О., e-mail руководителя и участников, распределение на судах
3. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна
4. Справочные сведения о районе похода
5. Описание маршрута
6. Варианты подъезда и отъезда
7. Пребывание в приграничном районе
8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
9 Страхование жизни и здоровьяучастников
10. Изменениямаршрута и их причины
11. График движения
12. Техническоеописание
12.1 Лоция рек Муезерка– Чирка-Кемь
13. Потенциально опасные участки на маршруте
14. Перечень наиболееинтересных природных, исторических объектов на маршруте
15. Дополнительные сведения о походе
15.1 Характеристикасредств сплава
15.2 Списокобщественного снаряжения
15.3 Состав аптечки иремнабора
15.4 Питание в походе
16. Стоимостьпроживания, питания, снаряжения, средств передвижения
17. Итоги,выводы и рекомендации по прохождению маршрута
18. Литература
Приложения: 1 Схема маршрута

1. Паспорт спортивного похода.

1.1 Проводящая организация:

Туристский клуб«THELEOS» РязГМУ
Адрес:390000,г.Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15 e-mail: ryazturclub@mail.ru
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 23/4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма
Рязанской области ТССР. Шифр МКК162-00-444650000

1.2 Район путешествия:

республика Карелия

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

  • Вид туризма — Водный
  • Категория сложности похода — Вторая
  • Протяженность активной части похода, км — 125 сплав
  • Продолжительность, Общая дней — 13
  • Продолжительность, Ходовых дней — 7
  • Сроки проведения — с 31.07.2016 г. по 13.08.2016г.
  • Уровень воды — Ниже среднего

1.4 Подробная нитка маршрута:

г. Рязань – г.Петрозаводск – ст. Муезерка – автомост через р.Муезерка- р. Муезерка( сплав) – р. Чирка-Кемь(сплав) — пос. Боровой – г.Петрозаводск — г. Рязань.

1.5 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Муезерка)

Вид препятствия (название) Категория трудности Длина препятствия (м) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения для локальных препятствий./ Прошедшие суда.
Шиверы 1 100- 200м Слабый шиверы с четкой читаемой линией движения по основной струе По основной струе/ Все суда .
Мосты 1 50 Приходится ложиться на катамаран, чтобы не задеть настил моста. По центру между опор.

1.6 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Чирка-Кемь)

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения локальных препятствий.
Шивера- порог «Хаудо» 2 150 Слабозаметный ряж слева. На выходе — бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом — хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). Заход ближе к ПБ. Дальше по основной струе.
Шивера-порог «Кривой» 2 150 Состоит из двух частей — мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) — сразу ЗА поворотом. Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее. Шли по центру
Порог «Тахко». 2 50 Высокий слив около 1.5 м с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. В среднюю воду справа уже можно проходить. Порог проходили по самому центу водоската. Есть скромные стоянки за порогом на 2-3 группы.
Шивера-порог «Никуттный» 2 200 Едва заметный ряж слева. Две ступени. Первая — большая бочка, «разорванная» чистым сливом ближе к правой части. Вторая — мощная шивера, по струе. Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные — даже обедать негде. За порогом справа — обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку. Шли по центру.
Шивера-порог «Рокконен» 2 200 Ключевое место — в конце порога: струя бьёт в обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. Осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Шли по центру и на выходе уходили влево.
Шивера-порог «Олений» 2 300 Длинная мощная шивера По центру.
Шивера-порог «Горшок» 2 200 Мощная S-образная шивера. Остатки ряжа справа (дамба) Вход по центру, выход вдоль правого ряжа. Сходу по струе.

2. Ф.И.О., e-mail руководителя и участников.

Фамилия, имя, отчество Г/р Туристский, перевальный и высотный опыт (перечислить походы по данному виду туризма, а при необходимости — и по другим видам, с указанием вида туризма, участие/руководство, района, категории сложности, высоты и т. п.)* Обязанности в группе (и распределение по средствам передвижения)
1 Крупнов Роман Николаевич 19.01.1978 р.Дибанг -6у., р.Риони- Цхенисцкали-6 р. Руководитель, Кат-1
2 Давыдова Ольга Германовна 17.10 1995 Пра -1р Кат-4-1
3 Попова Алена Игоревна 30.03.1993 Пра-1у Кат-4-1
4 Попова Ирина Александровна 03.03.1968 ПВД Кат-4-1
5 Толстихин Юрий Александрович 21.07.1989 ПВД Кат-4-2
6 Филиппова Вероника Геннадиевна 17.03.1987 ПВД Кат-4-2
7 Секисова Евгения Викторовна 13.03.1994 р. Пра – 1 у. Кат-4-2
8 Панасенко Константин Юрьевич 06.12.1992 Пра -1 у. Кат-4-2
9 Меденцев Руслан Олегович 06.02.1993 Пра-1р Кат -4-3
10 Тимаков Андрей Сергеевич 10.09.1995 ПВД Кат -4-3
11 Агеева Кира Александровна 30.10.1984 Пра-1у Кат -4-3
12 Титов Владимир Павлович 16.04.1991 Пра-1у Кат -4-3
13 Кудишин Сергей Сергеевич 08.10.1989 Пра-1у Кат-4-4
14 Клейменов Олег Владимирович 29.11.1994 Пра-1у Кат-4-4
15 Папкова Ксения Сергеевна 11.04.1994 Пра -1 у. Кат-4-4
16 Гусятникова Валерия Сергеевна 10.01.1992 Пра-1у Кат-4-4
17 Судаков Алексей Ильич 20.07.1989 р.Чонг-Кемин- 5у р.Риони- Цхенисцкали-5у Кат-2
18 Судаков Александр Ильич 12.07.1999 р. Пра — 1 у.-. Кат -2

Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте http://taganok.ru

3. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.

Весной 2016 года было проведен поход 1 к.с. по реке Пра, в котором приняли участие более 40 человек. Многие из участников уже имели желание продолжить развитие и принять участие в более сложном походе. Для достижения этой цели был выбран маршрут 2 к.с. по рекам Муезерка- Чирка-Кемь. Временем для похода была выбрана первая половина августа. В данный период года, как правило, средний или ниже среднего уровень воды. Погодные условия носят благоприятный характер,а леса изобилуют ягодами и грибами. Основной«сложностью» было то, что 15 человек из 18 участников были «новичками» и впервые принимали участие в походе более высокой категории сложности.

4. Справочные сведения о районе похода

Маршрут похода пролегает по территории Северо-Западной Карелии, недалеко от границы с Финляндией — данная местность является частью пограничной зоны. В связи с этим,населенных пунктов встречается немного. Реки Муезерка и Чирка-Кемь различаются сложностью порогов, но похожи характером берегов и количеством встречающихся разливов озерного типа. Берега, в основном, болотистые. В лесах встречается большое количество грибов, ягод (морошка, черника, голубика, клюква). Реки на протяжении всего маршрута богаты рыбой. Продукты можно купить в поселках Муезерский, Тикша, Боровой. На воде в дневное время бывают порывы ветра, что сильно затрудняет движение по разливами озерам. Река Чирка-Кемь протекает в субмередианальном направлении в центральной части северной Карелии. В связи с особенностями геологического строения района, река изобилует многочисленными препятствиями (пороги, шиверы, перекаты и т.д.), обусловленными выходами скальных пород. Рельеф района путешествия моренно-ледниковый: гряды,межгрядовые долины рек и ручьев, многочисленные ледниковые озера, россыпи валунов.В прошлом район был повсеместно залесен (леса преимущественно еловые), ныне, в связи с недавними интенсивными лесоразработками, многие площади лесов сведены, заболочены. В связи с интенсивным лесосплавом по берегам местных рек часто встречаются ряжи, сейчас полуразрушенные; «расчески», завалы и т.д. В связи с тем, что сейчас лесозаготовка практически прекращена, район путешествия малонаселен.

5. Описание маршрута

Марщрут известен уже давно. Категория сложности маршрута оценивается 2-3 к.с.Проходит по территории Карелии. Носит линейный характер с удобной заброской и достаточно комфортной выброской. Все препятствия на маршруте носят четко выраженный локальный характер. Для катамаранов практически все препятствия не представляют опасности при среднем-ниже среднего уровнях воды, кроме порога «Тахко», в котором имеется достаточно большой (около 1.5 метров) локальный перепад уровня воды. Некоторые препятствия, такие как «Хаудо», возможно,порог «Тахко», позволяют осуществить обнос судов и провести тренировку на пороге.

6. Варианты подъезда и отъезда.

Из Рязани в Карелию можно попасть железнодорожным и автомобильным транспортом.

Традиционно мы воспользовались железнодорожным сообщением. Промежуточным населенным пунктом на пути к реке является столица Карелии- город Петрозаводск.

В Петрозаводск из Рязани можно добраться прямым поездом или через Москву.Наиболее оптимальным является прямой поезд из Рязани до Петрозаводска. В этом случае отпадает необходимость переносить вещи с Казанского на Ленинградский вокзал.

Воспользовавшись сайтом железных дорог (ржд.ру) мы подобрали себе прямой поезд, следующий через Рязань.

В конце 2014 года вступили новые правила перевоза багажа железнодорожным транспортом. Теперь необходимо приобретать багажный билет, согласно которому можно перевозить крупногабаритный груз, включая катамаран. Катамаран попадает под весовую категорию 30кг. На группу бралось несколько багажных билетов, которые соответствовали количеству рам и вязанок с веслами( итого 6 шт).

7. Пребывание в приграничном районе

Сам маршрут проходит в приграничном районе. Непосредственного разрешения от пограничников не требуется, руководителем группы были заранее заготовлены 5 экземпляров списка группы с паспортными данными. Они оказались востребованы «людьми в защитных костюмах» по пути следования на поезде к станции Муезерка и при выгрузке на станции.

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Маршрут проходит по малонаселенной местности практически в автономном режиме. В случае чрезвычайной ситуации возможно завершение маршрута в месте пересечения реки с трассой Костомукша — Сегежа, но в этом случае большинство порогов окажутся не пройденными.

9. Страхование жизни и здоровья участников

Поход проходит по территории РФ. При желании возможно оформить спортивную страховку на время спортивной части маршрута.

Менеджер Гусева Анна 8905-187-77-75 Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 15 000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.

10. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден без его изменений в установленные сроки.

11. График движения.

Дата День пути Участок пути От и до Длина пути, км Чистое ходовое время, ч. Опреде ляющие препят ствия на участке Способ перед виже ния/ погода
31.07- 01.08 1 2 Рязань- Петро заводск 1300 31 Поезд
02.08 2 Ст Муезерка Ст Муезерка-стоянка ПБ. 200 5 5 1.5 Мосты, шиверы Поезд Сплав/пасмурно
03.08 3 Стоянка ПБ-стоянка ЛБ 14 5 Сплав /солнце
04.08 4 Стоянка ЛБ- Чирка- стоянка ПБ перед Монсозеро 20 6.5 Сплав /солнце
05.08 5 Стоянка ПБ перед Монсозеро- стоянка ПБ после пор.Хаудо 26 6.5 Пор. «Хаудо» Сплав /солнце Ветер попутный
06.08 6 Стоянка ПБ после пор.Хаудо — стоянка на ПБ в конце оз. Нижнее Тахколампи 10 5.5 Пор. «Кривой» Пор. «Тахко» Сплав /солнце
07.08 7 Дневка Баня/ переменная облачность
08.08 8 Стоянка на ПБ в конце оз. Нижнее Тахколампи – стоянка ПБ 2я ступень пор.Железные Ворота 26 7 Шивера-порог «Никуттный» Сплав /солнце
09.08 9 стоянка ПБ 2я ступень пор.Железные Ворота- пос. Боровой 24 6.5 Шивера-порог «Рокконен», «Олений», «Горшок» Сплав/ дождь/ солнце
10.08 10 Пос.Боровой Анти стапель/ солнце
11.08 11 Пос. Боровой- г.Петрозаводск 550 Машина / дождь
12.08 12 г. Петрозаводск- 1300 Поезд/ солнце
13.08 13 г. Рязань Поезд /дождь

Фильм о походе можно посмотреть по ссылке.

https://youtu.be/4_z5BMB_k20
Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;

ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;

крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутойлевый поворот;

ЧХВ – чистое ходовое время – время движения безучёта остановок;

К1, К2, К3 – катамаран №1 и т.д. (см. «Составгруппы и распределение по судам»);

12. Техническое описание прохождения группой маршрута.

31.07 Вечером в 17.36, собравшись на вокзале Рязань-2, группа выехала на поезде номер 286 до Петрозаводска. В багажное отделение, согласно билетам, сдали 6 единиц багажа-рамы и часть особо тяжелых рюкзаков.

01.08 За 30 минут до прибытия в Петрозаводск трое человек выдвинулась в сторону багажного вагона. Остальная часть группы осталась готовится к основной выгрузке.

На вокзале мы встретились еще с двумя участниками похода- Вероникой и Юрием.Несколько дежурных(4 человека) оставили на вокзале, а оставшаяся часть группы двумя подразделениями отправилась в город. Одна часть группы просто покушать и побродить погороду, вторая подгруппа, во главе с адмиралом, отправилась внести предоплату за автомобильную выброску. Нагулявшись по городу и сменив дежурных, занесли вещи к поездуномер 680 до Муезерки и в кассе взяли багажные билеты. Погрузка прошла в штатном режиме.Ночью пошел мелкий дождь.

02.08. За 30 минут до прибытия поезда мы также выдвинулись в сторону багажного вагона, благо в составе их всего было 7. При выгрузке на станции Муезерка к нам сразу подошел человек в защитном костюме и попросил список группы, который мы заготовили заранее. Часть группы отправилась к месту стапеля,а адмирал пошел относить список в МЧС и местную администрацию в центре поселка. Вещи к месту стапеля группа перенесла за две ходки. В ходе стапеля выяснилось, что в Рязани забыли внутренний баллон от катамарана двойки и в поезде забыли два надувных сидения. Около обеда приехал представитель МЧС и еще раз взял список группы, оставив свой телефон по которому попросил сообщить об окончании маршрута. К 18.00 суда были построены, хоть и не без изъянов. Основная часть группы в составе трех катамаранов выдвинулись вперед к месту стоянки, а адмирал пошел на станцию к 21.30 забирать забытые сиденья. После оформления и подписи пары документов сиденья были любезно возвращены начальницей поезда Ириной Игоревной. По рации стало известно, что группа прошла около 1.5 часов и встала на правом берегу. Адмиральский смешанный состав под покровом сумерек стартовал в 23.00. Пройдя пару мостов и несколько шивер произошло воссоединение с основной частью группы в 0.30. Поели и легли
спать.

03.08 Встали в 8.00. вышли 12.00. Экипажи налегают на весла и сгребаются. Поблудили по овальному озеру, потеряв около получаса. 14.30 –обед на левом берегу на небольшой стоянке по ЛБ среди берез. Вышли в 16.00. Через час около — 17.00 проходим под мостом небольшой перекат, ложась на катамараны. 18.15 порожек ПП с плавником. 18.30 большая стоянка ЛБ(подходит дорога).

04.08. Встали 8.00. Долгие сборы. Вышли в 11.40. Встречаются небольшие перекаты.

Поймав щуку, которая за полчаса до этого срезала адмиральскую блесну, встали на стоянке в конце обрывистого песчанного ЛБ на обед готовить уху в 14.30. Вышли в 16.00. Стрелка Чирка- Кемь в 17.45- идем дальше. Уже накопилась усталость и мы доходим до большой стоянки по ПБ в 19.30, не доходя до Монсозера.На стоянке встретили ребят из Химок. Они идут на четверке«Аргут».

05.08 Сегодня предстоит большой переход. Периодически нас мочит дождик. Вышли в 10.30. Ловится рыба. В 12.30 встаем на перекус на мысу Калмозера. Ветер попутный- мы торопимся. В 13.00 выход. За час доходим до автомоста, где в 14.00 делаем традиционную уху из пойманной щуки. Выходим в 15.45. Все основные препятствия достаточно четко привязаны к лоции. В 19.30 подходим к порогу «Хаудо» 2 к.с.. Осмотрев и наметив линию движения с воды,проходим порог с ходу походной колонной и встаем на стоянку на ПБ. Рядом стоят еще несколько групп. При подходе к катамарану после осмотра стоянки адмирал неудачно повреждает ногу, как потом выясниться- разрыв части икроножной мышцы. Замечательный ужин с пловом от Руслана и Романа. Песни до утра.

06.08 На утро нога хоть и болела, но адмирал мог потихоньку передвигаться. Было решено двигаться дальше. Выход 11.00. В 11.15 подошли к порогу «Кривой». Заход в порог по центру струи. Пройден походной колонной. После порога стали искать место чалки по ПБ перед порогом «Тахко».

Фото 1. Осмотр перед порогом «Тахко».
Фото 1. Осмотр перед порогом «Тахко».

11.20 осмотр «Тахко» по ПБ. Намечена линия движения по центру. Поочередно пройден экипажами. Далее по озеру сплав носил неторопливый характер с элементами рыбалки. В 16.30 найдена большая стоянка на ПБ.

07.08 Дневка. Рыбалка. Баня.

08.08 Выход в 10.30. Погода солнечная. Отрабатываем элементы управления судном.

12.30 приток слева. Небольшой перекус на ЛБ после порога «Вигитус». При шуме очередного

небольшого порожка все радуются и веселее гребут. В 17.20 по центру проходим «Никкутный». В

17.30 проходим «Железные ворота» и встаем на стоянке ПБ напротив 2ой ступени. Вечером оладьи.

09.08 Утром выход 11.30. Дождь. Через час после выхода дождь прекратился. Порог «Рокконен» прошли в 13.00. Сначала и не поняли. Что это он. В 14.00 стоянки справа. В 16.00 начали прохождения порога «Олений» и через 20 минут завершили прохождение «Горшка». Все пороги прошли с ходу походной колонной.

18.00 Боровой мост. Начало антистапеля.

10.08 Просушка вещей и запаковка рюкзаков

11.08 Утром ждем машину. Идет мелкий противный дождь. Машина опаздывает на два часа.. Машина пришла в начале полудня.. Около 8 часов ехали до Петрозаводска. Заночевали в гостинице «Петрозаводск».

12.08 Утром поиск машины и заброска на железнодорожный вокзал. Загрузка. Небольшие проблемы(дискуссия) с проводником на тему провоза рам от катамарана длиною 200см в багажном вагоне. Достигнуто понимание, но заставляет задуматься.

13.08 Поезд. Рано утром Рязань.

12.1 Лоция рек Муезерка — Чирка-Кемь( от Афанасенкова Михаила) курсивом внесены собственные замечания).

Муезерка

_ОВ_ ВПП объект примечание
0-20 0-20 низкий деревянный мост В высокую воду может потребоваться проводка, в нашу пролезали с запасом
0-40 0-20 длинный порожек (по струе ~5мин) Ориентир — вышка ЛБ перемещается как бы на ПБ, а в конце порожка — провода через реку.
0-50 0-10 порожек «у моста» Сразу за углом, начинается до моста, заканчивается за мостом. В районе моста лучше держаться правее.
0-55 0-05 шивера «мель» Сразу после. Мелко, садились на камни. Течения почти нет.
1-00 0-05 озерко Стоянки: сразу у входа слева, потом две отличных справа, потом много слева, но с местными отдыхающими (вышка, дорога от Муезерского) (стояли справа)
1-20 0-20 порожек На выходе из разлива
1-25 0-05 Порог-горка По струе, мощнее предыдущих
1-40 0-15 озеро, лесистые острова Выход из озера неочевиден. Сразу уходить к левому берегу и держаться его, острова должны остаться справа. На озере и дальнейшем разливе (~10мин от выхода из озера) много хороших мест для стоянок, в основном слева. К ним подходят дороги и тропинки, но дальше берега заметно портятся.
2-15 0-35 шиверка за останками плотины
2-30 0-15 порог «обливняк»(так его и не определили) Самый интересный на Муезерке: если ничего не предпринимать, мощная струя выносит ровно на большой обливняк посреди слива. Лучше сразу держаться правого края струи.
2-50 0-20 перекат с мелким выходом После разлива.
3-10 0-20 порожек «ряжевый» мелкая шивера, затем порожек вдоль длинной ряжевой стенки слева (по струе), затем мелкие песчаные разбои.
3-40 0-30 перекат на правом повороте, островок с плавником
3-55 0-15 стоянка ЛБ с большой поляной (хорошая стоянка, но подходит дорога)
4-05 0-10 Два порога-горки с ходу по струе
4-20 0-15 стоянка ПБ с табличкой.
4-25 0-05 Порог-горка Сходу по струе. Вскоре справа стоянки.
4-40 0-15 Порог-горка Сходу по струе.
4-45 0-05 Порог-горка Сходу по струе. Заход под левым берегом.
4-50 0-05 Перекат «у моста» Сходу. Через 5 мин — стояночка ПБ.
5-15 0-25 порожек сходу, ещё через 10 минут — мелкие перекаты. Затем до конца Муезерки едва заметные перекаты попадутся ещё пару раз, но время я не засекал и в лоцию их не включал.
5-45 0-30 стоянка ЛБ В конце обрывистого левого берега. (здесь обедали)
6-45 1-00 стоянка ПБ Перед «забором» на ПБ. Хвойный лес. Ранее и позже — болотины или луга.
7-15 0-30 впадение в Чирку- Кемь

Чирка-Кемь

_ОВ_ ВПП УВП объект примечание
8-15 1-00 0-00 пара стояночек ЛБ В остальном низко и болотисто
9-15 1-00 0-00 Стоянка ПБ Начало ветвлений, отличная большая стоянка — в начале правого узкого рукава, основная же протока — левая. (большая хорошая стоянка)
9-45 0-30 0-00 Монс-озеро «Короткий» вход через узкую невзрачную протоку. Множество песчаных пляжей со стоянками. Отличные места для дневок. Идти правым берегом.
9-55 0-10 0-00 Выход из Монс-озера в «кривую протоку». Сразу не виден — хочется идти к «заборам», а не «назад». В протоке между озёрами тоже несколько отличных стоянок.
10-25 0-30 0-00 Мыс, Калмозеро. Обплыть мыс слева и вперед на север (левым берегом). На мысу и далее слева с виду те же пляжи, но в их глубине — кочковатая болотина, в отличие от Монс- озера. Неплохие стоянки есть только справа, но там совсем рядом посёлок Тикша. Отличная стоянка есть также в юго-юго-западном конце озера, примерно посередине большого песчаного пляжа (на карте там развилка «пунктирных» дорог, реально же по ним уже давно никто не ездит из-за разрушенных мостиков, зато вдоль них растут белые грибы).
10-55 0-30 0-00 Выход из Калм-озера Низкие заболоченные берега без стоянок.
11-35 0-40 0-00 Бетонный автомобильный мост. За ним между свай разрушенного моста перекатик.
12-05 0-30 0-00 ЛЭП Низкие заболоченные берега продолжаются вплоть до Челгозера.
12-35 0-30 0-00 Челгозеро. Есть хорошие стоянки: одна — сразу у входа справа и несколько — у выхода (напротив входа, чуть правее выхода). На «выходных» стоянках проблемы с дровами в связи с их высокой посещаемостью На «входной» стоянке обилие ягод.
13-05 0-30 0-00 Выход в северном углу. У выхода как бы развилка — идти левее, правая протока — глухая.
13-45 0-40 0-05 Железнодорожный мост Под ним перекат. Сразу за ним в левой протоке — П.»Нахко» — сходу.
13-55 0-05 0-05 П.»Лоухи» За крутым левым поворотом. Сходу по струе. Чайникам на каркасных судах можно осмотреть слева.
14-20 0-20 0-00 Мост автомобильный, под ним перекат. Без осмотра. Сразу за мостом небольшой островок обплывать по основной (правой) протоке (левая, совсем узкая, набита камнями), а вот следующий, крупный остров ОБЯЗАТЕЛЬНО обойти слева, т.к. правая протока кончается противной длинной мелью.
14-35 0-15 0-25 П.»Хаудо»(II) Ряж слева. На выходе — бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом — хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). УВП указано для просмотра и видеосъёмок.
15-05 0-05 0-00 Два переката
15-10 0-05 0-05 П.»Кривой»(II). Состоит из двух частей — мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) — сразу ЗА поворотом. Все лоции рекомендуют его смотреть, однако осмотр отнимает кучу времени (берег неудобен) и мало чего даёт кроме того что я написал (за углом — слив.). Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее, почти к берегу — там прямые высокие валы, достаточно безобидные. А вот правее их в бочке при нас кильнуло каяк УВП указано для прохода без осмотра. Наверху три-четыре больших стоянки на ПБ.
15-15 за углом 2-00 П.»Тахко»(IV). (II). Высокий слив с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. В малую воду проход слева (вдоль ряжа, затем резко направо в «котёл»). В «котле» байдарки стабильно кусает за правый борт — необходимо интенсивное откренивание. Возможна проводка справа. В среднюю воду справа уже можно проходить, а проводку делать по узенькой «канализации» правее островка. Есть скромные стоянки за порогом на 2-3 группы. Напротив, на левом берегу — турбаза «Тахко», записки утверждают что они воруют по ночам вещи и рекомендуют дежурить. Мы не дежурили, только ценные вещи убирали под тенты — за две ночи ничего не пропало. В лесу прямо у стоянки море ягод. Некоторые энтузиасты ночуют на горе между «Тахко» и «Кривым» — отличное очень живописное место но ОЧЕНЬ далеко до воды. Далее ~16км плёсов без течения, как правило со встречным ветром. Очень много отличных стоянок на обоих берегах.
20-35 3-20 0-00 Приток слева Няугу. Время на плёсы дано для встречного ветра.
20-55 0-20 0-05 П.»Ледмозерский-1″. Типа мощной шиверы. Сходу по струе.
21-15 0-15 0-05 П.»Ледмозерский-2″. Типа мощной шиверы. Сходу по струе. Снизу — хорошие стоянки по обоим берегам.
22-00 0-40 0-00 Впадение Растаса слева. Отличная оборудованная стоянка на впадении. Баня, коптильня, стол.
22-40 0-40 0-00 Стоянки на ЛБ. Большая сельга слева.
23-10 0-30 0-05 П.»Кильбо». Несложен, проход по струе. Вскоре слева — избы, за ними — перекатики и резкие повороты с течением.
23-40 0-25 0-05 П.»Омос». Перекат с поворотом. Сходу.
24-00 0-15 0-25 П.»Никуттный»(II). Ряж слева. Две ступени. Первая — большая бочка, «разорванная» чистым сливом ближе к правой части. Вторая — очень мощная шивера, по струе. Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные — даже обедать негде. За порогом справа — обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку.
24-30 ~0-05 0-05 П.»Железные Ворота» 5 ступеней, первая — несложный порожек сходу по струе, остальные — перекатообразные. Напротив 2 и 3-ей ступени справа — стоянки. Далее до Рокконена со стоянками туговато
~24- 40 ~0-05 0-00 П.»Вигитус» Слабенький, но интересный — зигзагообразные манёвры вместе со струёй. Сходу.
~24- 45 ~0-05 0-00 перекат фигня
~24- 50 ~0-05 0-00 П.»Островной». Лесистый остров посреди русла. По любой протоке, фигня.
24-55 ~0-05 0-00 П.»Битуш». Сходу по струе, сразу за порогом в русле характерная неправильной формы скала — ориентир (при заходе её уже видно). Порог слабый. Время между предыдущими порогами неточное, однако суммарное время от Железных Ворот до Битуша верное (в спокойном темпе).
~25- 10 ~0-15 0-00 П.»Грядовый». Останки дамбы (едва заметные). Идти по главной струе, валы. Далее через некоторое время камни, мелковато (возможно это П.»Раух», но течения почти нет).
~25- 25 ~0-15 0-05 П.»Елоха». Порог-горка, помощнее предыдущих. Сходу по струе. ВНИМАНИЕ: ни ряжевой стенки на пороге, ни знака «уступи дорогу» в русле после порога, упомянутых в других лоциях, уже НЕТ!. Между «Елохой» и «Рокконеном» — короткий, почти круглый, разлив с низкими травянистыми берегами. У Рокконена с наплыва конца не видно — вот и все ориентиры.
25-30 сразу 1-00 П.»Рокконен»(III-). (II). Желателен осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Ключевое место — в конце порога: струя бьёт в большие обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. В нашу малую воду проще вправо, т.к. слева — мелко. УВП указано для осмотра и видеосъёмки.
26-40 0-10 0-00 Отличные стоянки справа. В правой протоке. Можно заплыть для ночёвки или даже днёвки, однако потом вернуться (2минуты) и идти в ЛЕВУЮ протоку. Отсюда и разночтения по Сосновым порогам — в левой протоке они нормальные, а вот в правой — мели, проводки и прочие мучения. Далее описана ЛЕВАЯ, основная протока.
26-50 0-10 0-15 Сосновые пороги, 4 штуки. Первый, третий и четвёртый — мощные перекаты, по струе сходу. Наиболее интересен второй — в сужении локальный слив с валами и намёком на косую бочку (у левого края слива). Держитесь правее, ближе к берегу. Четвёртый порог уже у слияния проток.
27-10 0-05 0-00 Неизвестный порог Каменистое русло, нагромождения брёвен. Падения и течения почти нет. Ни в одной лоции не указан. За ним спокойный плёс.
27-25 0-15 0-10 Сотые острова. Идти по ШИРОКИМ левым протокам (в узкие не сворачивать, там мелко). В конце островов — два-три переката. Потом до «Оленьего» прямой широкий плес.
27-45 0-10 0-10 П.»Олений»(II). Длинная мощная шивера. Где-то после него перекат.
28-10 0-15 0-05 П.»Горшок(II)». Ряж справа (дамба). Вход по центру, выход вдоль правого ряжа. Сходу по струе.
28-25 ~0-10 0-00 Два порожка После справа берег повышается и там большая плоская стоянка (с воды не видно).
29-30 ~1-05 0-00 Мост, пос. Боровой Посёлок (точнее сараи на его окраинах) едва заметен слева перед мостом. Аборигены дружелюбны. Станция и посёлок только на левом берегу. Стоянки есть: на правом берегу как сразу за мостом, так и в 1-2км перед ним; на левом берегу — за 2-4км ДО моста. Примерно за 3км до моста в русле появляются глыбы и валуны, однако БЕЗ переката (ориентир). Начиная с 3-его км. от моста вдоль правого берега идёт дорога и можно договориться с машиной в посёлке на довоз вещей до станции (цены не спрашивали, но недорого, т.к. зарплаты в посёлке мизерные). В Боровом десяток магазинов, междугородний телефон(в здании почты), больница.

http://www.afanas.ru/myreport/ck/ck_to.htm

13. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1. Потенциальную опасность или трудность может представлять встречный ветер на маршруте.В этом случае надо либо вставать и пережидать его, либо связывать катамараны воедино по вдоль для увеличения устойчивости на курсе.

2. В случае более высокой воды, возможно,придется обносить мосты по берегу.

14. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

В городе Петрозаводск можно осмотреть местные достопримечательности, которых хватает, и побродить по городу.

15. Дополнительные сведения о походе

(перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

15.1 Характеристика средств сплава

Сплав осуществлялся на четырех катамаранах четверках и половине катамарана двойка: Три К4- самодельных катамарана четверки.Один имел по два независимых внутренних поддува на одну сторону баллона. Два других по одному поддуву на баллон.. Ррама дюралевая Д16Т разных размеров трубы. Наружняя оболочка- теза, капрон. Внутренний баллон- «1542». Обьем от 1.8-2.2м3.

К2- производства «Рафтмастер» в штатной комплектации. Половина катамарана( один баллон), пришнурованный между баллонами К-4 «Народный». Половина К2 была забыта вгороде Рязань( забыт внутренний баллон).

К4 – «Народный» производства «Рафтмастер» в штатной комплектации.

На катамаран имелось по одному запасному веслу и одной морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. В таблице «График движения»указана погода на момент сплава. У группы имелся комплект медикаментов и необходимыйремонтный набор.

15.2 Список общественного снаряжения

Тент общественный 3х4 м- 2 шт

Тент полиэтиленовый 6х4 м – 1 шт

Котлы 3шт по 10,10,7 литров каждый

Пила двуручная

Пила лучковая Топор 2 шт Помпа 4шт

Весла запасные 5 шт Рации 2 шт

Палатка 6 шт
Морковка 4 шт
Таганок 2 шт
Гитара 2 шт

Навигатор GPS 1 шт
Ремнабор комплект
Аптечка комплект

15.3 Состав аптечки и ремнабора

Ремнабор Аптечка
Теза 0.5 м Штуцера 2шт Левомицетин 10 табл Наколенник 2 шт
Резина 0.5 м Пряжки к рюкзакам Фестал 20 таб Левомеколь 1 шт
Нитки 50м капрон Стропа 2 метра25 мм Аспирин 10 таб Пантенол 1 шт
Иголки 6 шт Спички 10 коробок Супрастин 10 таб Троксевазин 1 шт
Ножницы Изолента Пенталгин 10 таб Шприцы 5 шт
Бензин 0.2л Ножовка по металлу Имодиум 10 таб Ампульные препараты
Ацетон 0.2 Запасные болты для катамаранов(по размеру) Ципролет 500 20т Клей БФ 1шт
Оргстекло Капли глазные Ножницы
Клей резин 0.2л Спирт 0.1л Валидол 10 таб
Клей Уран 6шт Зеленка 1фл Бинт стерильный
Шило Йод 1фл Пластырь 1шт
Скотч водостойкий Перекись 1фл Бинт эластич 2 шт
ИТОГО 2,5 кг 3кг

15.4 Питание в походе

Часть продуктов была приобретена в г.Рязань. Большая часть продуктов была закуплена в Петрозаводске. В походе было организовано трехразовое питание с горячим обедом в середине дня.

Предпоходная подготовка продуктов заключалась в их герметизации полиэтиленовыми пакетами и скотчем.

Питание в поезде и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов. Все дежурства по приготовлению пищи были суточные и делились между экипажами по четыре человека на смену на разжигание костра и приготовление продуктов. Имеющиеся продукты равномерно распределялись перевозились в экипажах.

16. Стоимость проезда, проживания, питания, снаряжения и др.

Стоимость похода составила 14000 рублей на человека.

17. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Маршрут пройден в запланированные сроки. Уровень воды в реках при прохождении маршрута ниже среднего.

2. Удобная логистика при заброске и линейный характер маршрута позволяет уверенно его преодолеть начинающим группам даже с небольшим опытом, совершенствуя навыки сплава.

3. Маршрут можно рассматривать как тренировочный поход перед более длительными путешествиями.

6. В районе Карелии совершен водный поход по линейной связке рек Муезерка – Чирка- Кемь, который можно отнести ко 2 категории трудности при уровне воды ниже среднего и рекомендовать к прохождению начинающим группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной и пройденной категории сложности маршрута.

18. Литература

1. Лоция реки Муезерка-Чирка Кемь. http://www.afanas.ru/myreport/ck/ck_to.htm

2. Отчет Отчет о водном туристском походе III категории сложности по рекам Муезерка-Чирка-Кемь (респ. Карелия) совершенном с 15 по 28 июля 2012 г..Новожилова Ю.К. 2012год. http://www.turizmvnn.ru/report/muezerka-chirko-kem-2012/

3. Атлас республики Карелия.

Приложение 1. Схема маршрута.

  VVV.RU