Карелия и Кольский полуостров

Отчёт о прохождении рек Титовка и Западная Лица (Мурманская область), июль-август 2006

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ«THELEOS» РязГМУ

СПОРТИВНО -ТУРИСТСКЙЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ОТЧЕТ

О водном туристском путешествии пятой категории сложности в районе Кольского полуострова (Мурманская область) по маршруту:

г.Рязань — г.Москва — г.Мурманск – ст.Титовка – р.Титовка – Стар.Титовка – пос.Заполярный – пут.усадьба85км. – р.Зап.Лица – а/мост губы Зап.Лица – стрелка с шоссеА-138 — г.Мурманск — г.Москва — г.Рязань совершенном с 15 июля по 3 августа 2006года

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 24/4

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ: КРУПНОВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ

РЯЗАНЬ 2006

СОДЕРЖАНИЕ
I. Справочные сведения
1.Проводящая организация
2. Место проведения
3. Общие справочные сведения о маршруте
4. Подробная нитка маршрута
5. Определяющие препятствия маршрута
5.1 Определяющие препятствия реки Титовка
5.2 Определяющие препятствия реки Западная Лица
6. Ф.И.О., адрес,телефон, факс, e-mail руководителя и участников
7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов
II. Содержание отчета
1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность,новизна
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5.График движения
6.Техническое описание
7. Потенциально опасные участки на маршруте
8. Перечень наиболее интересных природных, историческихобъектов на маршруте
9. Дополнительные сведения о походе
9.1 Список снаряжения
9.2 Характеристика средств сплава
9.3 О пограничном контроле
9.4 О поезде Мурманск – Никель № 651
9.5 О бане
9.6 О рыбной ловле
10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
12. Приложения: 1 Выдержки из отчета г.Дубна
Приложение 2 Карта маршрута
Приложение 3 Фотографии
13. Литература

I.Справочные сведения

1 Проводящая организация: ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ «THELEOS» РязГМУ

СПОРТИВНО -ТУРИСТСКЙЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 24/4 выдана Федерацией спортивного туризма Рязанской области. Шифр МКК 154-00-4335200

2 Район путешествия: РОССИЯ, Заполярье,Мурманская область, Кольский полуостров

3 Общие  справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протя женность активной части похода, км Продол жительность Сроки прове дения
Общая Ходовых дней
Водный Пятая (5) 148 20 15 с 15.07.2006 г. по 03.08.2006г.

4 Подробная нитка маршрута: г.Рязань- г.Москва — г.Мурманск – ст.Титовка – р.Титовка – Стар.Титовка –пос.Заполярный – пут.усадьба 85км. – р.Зап.Лица – а/мост губы Зап.Лица – стрелка с шоссе А-138 — г.Мурманск — г.Москва — г.Рязань

5.1 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( река ТИТОВКА)

Вид препят ствия (название) Кате гория труд ности Длина препят ствия (м) Характе ристика препятствия (характер, высота, новизна, наимено вание и т.п) Путь прохож дения для локаль ных препят ствий.
Шивера Островная 2 — 3 400 Шивера Островная начинается сужением русла после серии мелких шивер на широченной реке. На правом берегу — огромные рыжие скалы. На одной из них сохранился ряж от былого моста. Серия косых ворот под правым берегом, сливы с бочками под левым, Остров. В левой протоке камни до 2 м высоты и мелко. В правой груженые суда иногда садились на камни. Река разливается. Идется со сложным маневриро ванием не исключена посадка или навал на камни. Разведка по правому берегу. Страховка взаимная с воды. Прохож дение всеми судами однократное по основной струе.
Каскад шивер А,Б,В,Г,Д 2 — 3 2 км Участок реки с крутым падением и широким руслом, с обилием крупных надводных и обливных камней. Шиверы А,Б,В,Г, Д. На шивере А, наиболее мощной, проходили из-под правого берега, через центр под левый. При более высокой воде возможности для прохождения открываются еще больше, но цена ошибок возрастет. Береговая страховка неэффективна. Лучше взаимная при сплаве и самостраховка. Шли груженые. Проходить поэтапно, зачаливаясь в удобных местах для страховки. Возможны аварии. Все суда прошли каскад однократно.
Порог Эдик 4 300 Порог Эдик. Река с расходом около 20 кубов/сек при выходе из озера Титовское разделяется надвое длинным островом. Правая протока более маловодная. В описаниях предшест венников о ней даже не упоминалось. В ней два, один за другим, водоската. Мы ее не шли из-за меньшей спортивности, по нашему мнению, по сравнению с левой половиной порога. Левая протока разделена выходом основных пород надвое. При высокой воде вода поднимается метра на три. Перепад в пороге метров 7. Кульминация — водоскат 4м. При нашей воде мы заходили по центру и круто обходили скальный берег острова. При этом надо набрать скорость и избежать прижима к скале, проходя через бочку. Струя выносит под правый берег и устремляется водоскатом с выходной бочкой налево. Порог требует разведки и, возможно, обноса груза по левому берегу. Мы заходили по центру левой протоки, огибая скальный остров справа. Здесь нужна страховка морковкой с левого берега. Ниже — уход через бочки под левый берег. Все 3 судна прошли порог. Страховка с левого берега морковкой.
Порог Прорыв 5-6 150 м Каньон. Порог Прорыв. Створ 8-9 м. Кульминация — водопад 6-7 м(водоскат) 3-4 м по вертикали( собственный анализ и литературные источники). Вода может подниматься метра на 3, судя по отмывке на скалах. После 600м плеса от Эдика следует зачалиться в заливчике у мыса с крупными камнями на левом берегу. Разведка по тропе на левом берегу, весьма тяжелой при обносе. Можно спуститься на нижнюю смотровую площадку для осмотра и разведки, страховки и фото. О его прохождении у нас были данные туристов из г.Дубна и группы Д.Кувалина. Расход около 20 кубов/сек. Заход плавно в левый поворот почти по гладкой воде, с явным ускорением. Вход в кульминацию — на правом плавном повороте. Под левой и правой стенами образуются продольные пенные валы и падают в подпорожье. Под правым берегом перед сливом пенный петух. По центру и слева на половинной высоте — отрыв воды и свободное падение. Подпорожье окружают вертикальные стены, выход из этого колодца (пенного котла) не совсем безопасен, т.к. идет подсос по кругу в пенный котел слива. Помимо сложного движения потоков по вертикали, там могут быть каверны в скалах и яма от падающей воды, в которой можно застрять, оказавшись под падающей водой. Страховку веревкой необходимо обеспечить со смотровой площадки, а нижнюю страховку с левого берега ниже водопада из улова. Прохождение порога страховали основной веревкой и морковками с левого берега и двухместным катамараном из улова слева. Катамаран прошел вблизи скалы у правого берега, при выходе на слив правый баллон попал на пенный петух, левая половина катамарана носом попала на мощный противоток бочки и в довершение оба гребца рванули изо всех сил вперед – переворот катамарана через нос. Четко сработала береговая страховка с площадки, пригодились навыки горных работ. В улове катамаран при помощи трех человек поставлен на прямой киль и со второго раза ушел с экипажем ниже порога. Вещи обнесены по высокому левому берегу.
Порог Подушка 4 150 Порог Подушка в километре от Прорыва, в конце каньона. С трассы к левому берегу подходит грунтовая дорога, накатанная автомобилями рыбаков и отдыхающих. Разведка и обнос по левому берегу, по курумнику. Широкая река сужается до 7м. Формируется узкий поток метров 7 шириной, падающий с уступа, образуя мощнейшую бочку с пульсирующим валом на выходе из нее. Чалиться следует на левом берегу, на каменистом мелководье. Проблем с организацией нижней страховки нет. Прошли все катамараны с береговой страховкой и частичным обносом вещей.
Порог Мельничный Каскад НЕ ШЛИ 6 300 Мельничный каскад — уникальнейшие четыре ступени водопадов. Общий перепад под 40 м. На первой ступени остатки разрушнной малютки — ГЭС. Через всю реку метров под 180 скальная ступенька метра в 2, метров через 80 еще уступ. Ниже него вода сваливается под левый берег. Здесь стоит огромный камень в узкой щели. Впечатление такое, что здесь место огромной четверке-верблюду и суперэкипажу с надежной страховкой. Вода в третьем сливе падает метров с 10 и мощным потоком несется вниз в третий суперслив, напоминающий порог «Прорыв»,увеличенный вдвое. Есть видео материал о прохождении каякерами Впечатляет. В отчете Кувалина упоминается о ,возможном , прохождение на катамаране четверке неизвестной группой.
Порог Прощание славянки НЕ ШЛИ 6 50 Порог-водопад «Прощание славянки» — препятствие достойное для осмотра и восхищения. Есть наше общее мнение о потенциальной возможности прохождения на огромной четверке, которая задавит это буйство воды. Если правильно трактовать те же видеоматериалы каяки это то же проходили. Восторг и уважение первопроходцам.

5.2 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( река Западная Лица)

Вид препят ствия Катего  рия труд ности Длина препя-тствия Характе ристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохож  дения локальных препят ствий.
Порог Кюри 4 400 Препятствие представляет собой длинную шиверу с обилием обливных подводных и надводных камней разной величины. Наличием бочек и сложной линией движения. Постоянный и интенсивный слалом. Во второй части порога остров делит поток на две половины: в правой мало воды , левая требует интенсивного маневра. Заход по центру , маневрируя между камнями и бочками. Во второй половине уходили левее острова. Страховка с воды взаимная. Обнос груза по левому берегу частичный.
Порог Пятый Падун Свет в окошке 5 400 м Входная шивера 150 м (перепад 2.5м), кульминация 30 м (перепад 5), выходная шивера 220 м. На входе ширина реки около 50 м. Ориентир при входе — на скале, на высоте 2 м, гниет пролет сорванного паводком моста. Кульминация — скальный створ шириной 10 — 12м на правом повороте, образуемый скальным выступом с правого берега и большим черным камнем левее центра. Мощная бочка одназначно по центру тормозит судно, а обливные камни требуют маневра. Поток создает мощный прижим под правым берегом с крутым валом. Он срывается в слив высотой 3-4 м в пенный котел. Известны единичные успешные прохождения на каяках и катамаранах . Заход под левым берегом. Маневрировать среди обливняков и камней. В кульминацию заходить через бочку, уходя влево от прижима к правому скальному берегу. Возможен оверкиль. Разведка, обнос и страховка слева морковками и катамараном . Наше прохождение состояло из захода под левым берегом и прохождение двух гряд сливов по 1.5-2м слева, обходя мощнейшую бочку и основной слив, т.к. основная часть по единодушному мнению была оценена как 6 КС. Прошли два катамарана , третий на страховке.
Порог Шампа   нский 3 120 Река прорывается через скальную гряду, образуя выход коренных пород, водопадные сливы около метра в косых воротах. С наплыва видно скалы. Разведка по левому берегу. Проходится с маневром под левым берегом, по центру и под правым. Шли гружеными с маневром по правой части струи вдоль большого камня.
Порог Падун Четвер тый Юков порог 4 120 Четвертый Падун на Западной Лице образован прорывом через коренные породы в местном сужении речной долины. Разведка и обнос по левому берегу. На входе сливы через скальную ступень — водопады и водоскаты до 1м.. Короткая шивера заканчивается водопадным сливом до 1.5-2 м под левым берегом и водоскатом через обливняки под правым. Ниже бурная шивера. Поток смещается под правый берег. С левого берега мель из крупных камней. С них страховка морковкой и катамараном. Вход в порог возможен под левым берегом, даже правее центра, но заходить в кульминацию надо в ворота по центру или справа. Слив с наплыва не виден. Пройден всеми судами.
Порог Третий Падун «Луза» 5 150 Третий Падун на Западной Лице в сужении реки, при прорыве через горную гряду. Разведка, обнос и нижняя страховка с левого берега. Ориентир — сужение долины и скальная стена на правом берегу. Зачалиться после плеса в бухточке у левого берега. Через русло реки проходит скальный уступ, образуя водопад. Струя устремляется по центру после правого поворота. Правая половина реки не подходит для прохождения. Слив по центру приходится на опасный камень, едва различимый в воде. Левый водопадный слив вскипает на мелководной подушке на плите. Проход зависит от воды. Идти в порог по центру, сместиться левее, пробивая бочку тормозящую катамаран перед самым сливом. Нижняя страховка по левому берегу морковками и далее судном. Пройден всеми судами.
Порог Второй Падун 5 500 Начало на правом повороте после мощной шиверы. Река делится на 3 протоки: под ЛБ узкий крутой слив ок.1м , в центре каменистая горка ок 1.5 м, у ПБ череда валов и бочек образует ступень ок.1.5 м. Основная часть воды идет под ПБ в виде валов и бочек до 1 метра. Кульминация порога – перепад около 3 м. на 10м в виде водоската с выходной бочкой. На выходе шивера ок.1 км. Шли все через центр и ПБ разгруженными. Страховка с левого берега морковками и далее катами. Постоянный слалом. Основная линия движения через все препятствия выдерживается при постоянной работе. Осмотр обязателен.
Порог Первый Падун Заборный 5 200 Достаточно локальный и сложный порог. Начало на левом повороте реки. Река огибает высокий остров разгонной шиверой ок.50м. и прорывается через скальный выход через всю реку. Высота в центре и у ПБ ок2.5м., у ЛБ ок.2м. Мощные бочки. Через 20 метров еще уступ ок. 1м. Проходы у ПБ и в центре осложнены торчащими и прикрытыми водой камнями. Выходная шивера. Осмотр по ЛБ. Обнос вещей там же. Страховка затруднена и зависит от линии движения судна, но безусловно необходима. Прошли 2 экипажа со сложным маневром у левого берега.

6. Ф.И.О., адрес, телефон,факс, e-mail руководителя и участников.

ФОТО 1

  Ф.И.О ВОЗРАСТ ОПЫТ ОБЯЗАН  НОСТЬ / ЭКИПАЖ/ СПЕЦИАЛ ЬНОСТЬ
1 Крупнов Роман Николаевич 1978 р.Кекемерен-5у
р.Б.Зеленчук-р.Теберда -р.Кубань- р.Б.Лаба-5 р.
р.Б.Зеленчук-р.Аксаут  — р.Б.Лаба-4 р.
р.Зун- Мурин-4р р.Утулик-4 р.
р.Тумча-4р.
р.Мзымта-2 с эл.5р.
р.Кутсайоки-4р
Руководитель похода Кат-2 ТРУ (Тритон увеличенный) ВРАЧ — ОФТАЛЬМОЛОГ
2 Синев Роман Сергеевич 1976 р.Тумча-4у р.Кутсайоки-4у р.Б.Зеленчук-р.Аксаут- р.Б.Лаба-4 у Видео оператор
Кат-2 ТВУ (Твикс увелич енный)
Препода ватель -ЭКОНОМИСТ
3 Лось Алексей Витальевич 1978 р.Б.Зеленчук- р.Б.Лаба-4 у. р.Тумча-4у р.Утулик-4у Фотограф
Кат-2 ТВУ
ПРЕДПРИ НИМАТЕЛЬ
4 Шайкевич Антон Владимирович 1978 р.Умба-3р р.Зун-Мурин-4у р.Теберда — р.Кубань — р.Б.Лаба-5 у р.Утулик-4 р. Рембрат
Кат-2 ТР (Тритон)
ВРАЧ – ТРАВМАТОЛОГ
5 Шайкевич Полина Сергеевна 1979 р.Умба-3 у р.Зун-Мурин- 4у р.Теберда-р.Кубань — р.Б.Лаба-5 у р.Утулик-4у Завхоз
Кат-2 ТР
ВРАЧ – РЕАНИ МАТОЛОГ
6 Кинжалов Александр Владимирович 1985 р.Б.Зеленчук-3у р.Б.Зеленчук — р.Аксаут- р.Б.Лаба-4 у р.Кутсайоки-4у Хроно метрист
Кат-2 ТРУ
СТУДЕНТ

7. Адрес хранения отчета,наличие видео и киноматериалов.

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54 телефон 8(4912)254194

и у руководителя группы

II.Содержание отчета

1. Общая смысловая идеяпохода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

И вот на Кольском мы опять

Пришли, что б с падунов сигать,

Ну а погода и мошка

Достала нас исподтишка.

Вот наконец настал тот час, когда я снова вижу вас. Наверное, так можно сказать про пороги здешних мест. Как жаль, что старая Рязань так мала и еще меньше в ней туристов водников. Видит бог, сколько городских и сотовых номеров пришлось прозвонить, чтобы собралась наша маленькая проверенная немного тесная, но как выяснилось дружная и надежная компания. Не буду тратить, хотя стоило бы, белые страницы на помпезные отзывы про участников похода, но все попытки привлечь знакомых туристов – водников не увенчались успехом. Может быть, когда – ни будь, введут коэффициент: количество туристов – водников на единицу населения (города). Ах, если бы только было хоть на два человека побольше – крякнешь и скажешь: «Да – людей явно не хватало!!!»
Появившиеся литературные материалы Виноградовых о супер реках на Кольском заинтересовали нас еще 3 года назад. В 2004 году они дополнились отчетом Д. Кувалина о прохождении большинство препятствий на реках и видеоматериалом каякеров – экстремалов под руководством Н.Тимонина. Время шло, а группа не собиралась: отпугивал холод, неустойчивая погода, наличие спокойных участков реки. Так же для этого маршрута требовались подготовленные туристы – водники с достаточным опытом прохождения сложных препятствий: а они на предстоящих реках были. И вот в июне 2006 года блеснула отчетливая надежда, что походу суждено состояться. 6 человек приняли твердое решение – сплаву быть. Все участники похода уже неоднократно бывали совместно на реках Кольского и Карелии( Охта, Умба, Кутсайоки и Тумча), а также имели опыт прохождения рек Саян( Утулик, Зун-Мурин) и Кавказа( Кубань, Аксаут,Б.Зеленчук, Б.Лаба). Изучении отчетов и видеоматериалов давало понять о наличие определяющих порогов 4 -5 к.с. в условиях жесточайшего заполярного климата.
Маршрут 2006 года включал первопрохождение правого притока Зап.Лицы после озера Ножьявр. Предстояло Изучить возможность сплава по этому притоку и разведать выходы на шоссе А-138 для планирования дальнейших маршрутов в этом районе.
Первой рекой решено было сделать Титовку. Далее предстояла переброска через г. Заполярный на реку Зап.Лица до ст.пут усадьба 85 км и в довершении мы собирались пройти реку Ура. Насколько нам известно, в условиях полноценного похода такой связки еще не было.
Перед путешествием была проведена подготовка соответствующих документов для проведения сплава по семужным рекам региона и отправлен запрос в управление Россельхознадзора по Мурманской Области. Перед стартом из Рязани получили отчет туристов из города Дубна,который кардинальным образом внес свои коррективы в наш многоликий маршрут и оказал неоценимую помощь в организации и планировании прохождения определяющих препятствий на реках. Мы благодарны всем авторам отчетов и видеороликов по рекам исследуемого района за полезную информацию и популяризацию маршрута.
Являясь поклонниками Севера России,мы надеялись внести свою лепту в изучение этого региона и составить свое представление о ключевых препятствиях, а также подтвердить существование маршрута 5 к.с. в Заполярье.

2. Варианты подъезда иотъезда.

Участок пути от Рязани до Москвы и обратно преодолевается на курсирующих в достаточном количестве электричках.
Участок от Москвы до Мурманска поезд №382, обратно №15. Были реальные проблемы с билетами на поезд №382, а точнее на период с 14 по 16 июля. Билетов не было уже за месяц до отправления на все поезда, указанного промежутка времени. Бронь же была скинута РЖД за 5 дней до отправления. О каком планировании маршрута можно тогда вообще говорить! Кроме всего потери группы составили около 1500 рублей на сдаче купейных билетов. Проблем же с обратными билетами практически не было,поскольку взяли последние за час до отправления нашего поезда, шедшего через Питер.
До Титовки на поезде №651. Не скорый ход этого чудо – состава позволяет познакомиться с природой Кольского полуострова или спокойно выспаться на ближайшие 2 — 3 недели. Переезд на Зап.Лицу на том же поезде , но уже №652 из пос.Заполярный. До Заполярного на попутном транспорте от поста погранцов в Ст.Титовке. Отьезд с Зап. Лицы на проходящем транспорте до Мурманска.
В дальнейшем при планировании маршрута имеет смысл отказаться от прохождения верховьев Зап.Лицы. Это упростит и удешевит переброску с Титовки.Отпадет значительный участок, насыщенный озерами. Я думаю не надо описывать прелести пересечения открытых водных пространств в условиях встречного ветра.Машины на трассе встречаются в достаточном количестве. Утром поток автомашин больше.
3. Аварийные выходы маршрута и его запасные варианты.
Выходы возможны либо к железной дороге, либо к трасе А-138 (Мурманск — Печенга). Хотя все возможные проблемы сосредоточены вблизи автодороги( поломка катамарана), не считая болезни участника, выходить придется скорее всего на трассу. Закончить тур можно на КПП пограничников у моста через Титовку. Рядом ( в 1 км.от моста ) харчевня с пивом, мороженым, пирожками с красной рыбой и горячей солянкой.
На Западной Лице проблем с выходом на автотрассу нет. Кроме всего достаточно хорошо развита сеть грунтовых дорог.
4. Изменения маршрута и их причины.
Отказ от прохождения реки Ура был вполне обоснован: подробное изучение дубнинского отчета позволяло предположить, что маршрут более трудный, чем мы представляли и требует большего времени для всех рек, не говоря про колоссальные физические и моральные затраты. Общее похолодание на маршруте и неблагоприятная погода внесла кардинальные изменения в график движения на маршруте. Окончание реки Зап.Лица больше подходит для завершения похода, чем для переброски на какую –нибудь реку. Ужесточение режима на секретных объектах и расширение запретной зоны на левом берегу могут создать проблемы последующим группам.
Седьмой Участник, заявленный в маршрутке, не пошел по причине невозможности уйти в отпуск.

5. График движения.

Дата День пути Участок пути От и до Длина пути в км Ходовое время в ч. Определя ющие препят ствия на участке Погода
15.07 1 г.Рязань-Москва 200   Милиция солнце
16.07 2 -Канда лакша 1300   Милиция солнце
17.07 3 Мурманск Ст.Титовка До моста и налево Стапель 250 120 5 1.50 2.50 Комары, мошка Солнце Пасмурно, дождь
18.07 4 Стапель До разруш моста 8 6.00 5.00 Пор. «Каменец» Пере менная облач ность, встр. ветер
19.07 5 Конец оз.Лайя 6.5 6.30 плесы Дождь, ветер
20.07 6 Перед шив.А.Б.В… 7.5 4.00 Шив. «Вспомни маму» Шив. «Островная» Пасмурно Дождь
21.07 7 Конец оз.Тито вское 9.5 6.00 А.Б.В.Г.Д. Пор. «Эдик» Облачно, дождь
22.07 8 Авто мост Титовка 6 7.30 Вдп. «Прорыв» Пор. «Подушка» Солнце
23.07 9 До водопадов Анти стапель 10 4.00 5.00 Вдп. «Мельн ичный каскад» и «Прощание славянки» Солнце
24.07 10 Переезд Стапель Начало оз.Ножьявр 12 3.00 6.30 4.00 Шиверы Ветер, Пере менная облач ность
25.07 11 Оз. Перед «Кюри» Обнос по дороге Озеро к шоссе а-138 4 12 1 1.00 5.00 0.30 Плесы Солнце
26.07 12 Озеро Обнос по ЛЭП Проход до стрелки с Лицей 6 6 3.5 3.30 3.00 4.00 Болота, курумник Cистемы непроходим порогов Солнце
27.08 13 Дневка       Облачно
28.07 14 Чертов перевал 9 5.00 Пор. «Кюри» Пере менно Дождь
29.07 15 Автомост ж\б Посещение Адм-горы 12 2 7.00 Пор. «Свет в Окошке» Дождь Ветер
30.07 16 3 Падун 3 4.30 Пор «Шампан ский» Падуны 4 и 3 Дождь Ветер
31.07 17 Авто мост желез 5.5 5.30 Падуны 2 и 1 Дождь
1.08 18 Антис тапель Выход на трассу в Мурманск 12 4.30 3.30 Милиция и Моряки Дождь
2.08 19 Петербург     Милиция Холодно
3.08 20 Москва — Рязань     Милиция  
Итого     148 км 106ч10м    

134.5км(по курвиметру) умножаем на коэф. 1.1 и получаем расстояние в 148 км.

6. Техническое описаниепрохождения группой маршрута

15 – 16.07 Поезд. Без комментариев.

17.07 И вот мы едем в поезде. Раннее утро. 5.00 Остановка в Кандалакше, где к нам присоединяется шестой участник, ожидавший нас трое суток после прохождения Кутсайоки.
12.00 Выгрузились на станции Мурманск. В реке Кола есть вода и она вполне сплавная на уровне троечки. Визит в контору Россельхознадзора не увенчался успехом и мы немного расстроенные садимся в поезд до Титовки. Все пассажиры в вагоне периодически бегают на остановках в прицепной ларек за водкой и пивом – надоело. В 19.10 выгрузились на станции Титовка. Достаточно прохладно и мы вынуждены утеплиться.За две ходки перетащили все вещи на место лагеря — за ж/д мостом на левой стороне. В 21.00 начали стапель и приготовление пищи. Прохладно с 22.00 пошел дождь –  вынуждены в 23.50 пойти спать. Огромное количество мошки и комаров. Все вещи спрятали под палатки. По прежним отчетам – воруют. На утро мы без потерь.
18.07 11.00 Подьем проходит тяжело – дождь и надо строить суда. Желания изучить авиа аэродром не возникло. Погода еще та. Вокруг следы бывшего присутствия военных : бочки, железобетон и прочий хлам – а природа тут при чем? В 17.00 после обеда начали сплав. Суда загружены дальше некуда. Вес груза очень велик. Управление катамараном требует определенных усилий. Ветер встречный, порывистый, периодически идет дождь. В 18.30 после борьбы с ветром первый порожек идем с ходу. По берегам остатки моста. Пахнет Соляркой. И снова прогон с ветром. 19.30 Проходим второй короткий перекатик. Идем справа без разведки. 20.30 Подходим к порогу «Каменец». Вся река уходит направо от острова. Слева проход невозможен. Решено частично разгрузиться и обнести рюкзаки по правому берегу. Для полуразгруженных судов порог не представляет опасности при грамотном движении по струе между камней, хотя все суда 1 или 2 раза имели контакт с камнями. Выходная мелкая шивера. Миновав систему ЛЭП и две шиверы в 22.00 решено встать в месте брода через реку на левом берегу. Две палатки всегда есть где разместить. День заканчивается дождем и порывистым ветром. Ставим оттяжки на палатках.
19.07 Встали в 10.30. С дровами очень плохо. Все мокрое и ничего не горит. Приготовление завтрака превращается в каторгу. Где же вы корабельные сосны?! Стартуем в 13.30. Дождь хоть и мелкий, но пробирает.Ветер неустойчивый и порывистый. В 15.00 подошли к озеру Лайя. Решено переждать ветер и сделать перекус – силы уходят на продвижение катамарана против ветра вперед. На левом берегу озера можно сделать приличные стоянки, но мы отстаем от графика. В 18.00 делаем попытку, пересекая озеро в неблагоприятных климатических условиях. Это нам удается за 2 часа, и в 20.00 мы делаем стоянку в конце озера на левом берегу. Погода словно не хочет нас пускать. Сил уже нет.Надо скорее приготовить ужин, а с дровами полный аврал. Тайга хлюпает.
20.07 Хочется солнца и хорошей погоды. Подъем в 11.00 . Вышли в 14.00. 15.00 подошли к шивере «Вспомни мама». В русле полно камней струя достаточно мощная, чтобы притопить борт при неудачном маневре.Один за одним суда прошли препятствие гружеными при интенсивном маневре без аварий. Шивера «Островная» не заставила себя долго ждать и показалась на левом повороте реки. Осмотрели по дороге ПБ. Идется, можно даже с грузом, но без ошибок. Все суда отработали на 5+, хотя несколько раз пришлось слезать с катамарана и протаскивать судно между камней. И снова непогода. Дождь мочит беспощадно. В конце озера в 18.00 решено встать на левом берегу перед шиверой А. Беглый осмотр шиверы подтвердил наши прогнозы – линия движения практически не читалась в дождь. Хорошо, что у насесть газ на непредвиденные ситуации. Горячий чай – это сильно.
21.07 Подъем в 10.00. Будильник мы всегда ставили на 8.30 – 9.00, но как показала практика, организм при таких нагрузках и плохой погоде не высыпался к этому времени. Вышли 14.00. И сразу врубились в шиверу Аи так далее. Все хорошо идется без разгрузки катов. Линия движения без дождя читается свободно с ходу. Страховка взаимная. К порогу «Эдик» подошли к 19.00.Решили пройти его сегодня, пока нет дождя. Лагерь поставили на левом берег у порога, а облегченные каты при умелом маневре экипажа свободно прошли две ступени «Эдика» с береговой страховкой. Фото 1 -2. И снова легкий дождик. Спать.
22.07 Утром обнесли вещи за выходную шиверу порога. Сплав начали в 13.30. На выходе при прохождении даже колени замочило,идется по центру, основной струей. Каких – то 10-15 минут и мы уперлись в левый берег перед «Прорывом». Фото 3 – 4. На ПОЛНУЮ обработку порога у нас ушло 5 часов. Оценив порог как очень сложное и опасное препятствие, покидав туда палочки и «морковки», мы не стали тратить силы на обнос вещей и начали готовить прохождение. Экипаж Шайкевичей встал ниже порога в улове на страховку на своем катамаране. Все сразу оценили опасность тропы при его обносе. Крупнов и Кинжалов на ведя горную страховку 4 морковками и основной веревкой, спущенной по расщелине к воде, встали на съемку. Лось и Синев пошли в атаку. Фото 5.Заход хороший, но когда кат оказался на сливе, левый баллон попал в противоток,правый вылетел на петух от правого берега и оба гребца( возможно слишком рано) рванули вперед – оверкиль через нос( достаточно эффектно). Фото – 6. На этом видеосъемка была прекращена и пошли спасработы. Ребята без труда вышли из упоров и забрались между баллонов. Их забило влево и по кругу потащило под слив, но верхняя береговая страховка исключила передвижение по водовороту.Фото – 7. Кат поставили на прямой киль силой трех человек и ребята со второй попытки ушли вниз. Оценив результат увиденного прохождения и попотев при спасении, учитывая важность страховки, решили обнести последнее судно( такой полноценной страховки при прохождении другого экипажа ему бы никто не обеспечил). Долгий и мучительный обнос вещей. Перекус. На вершине скалы берет МЕГАФОН. В 19.30 подошли к «Подушке». Уж не знаем, что смутило Дубну в прохождении порога, но наши двойки прошли все, хоть бочка и мощна (чем-то похожа на «Яму»). Фото – 8 – 9. Страховка по левому берегу. В 21.00 подошли к автомосту через Титовку. Пошли знакомиться с погранцами. Ребята оказались милые. Им понравился наш мокрый вид и наряды «клоунов» с веслами.Ниже моста действительно натянута проволока через которую не пройти и нам категорически запретили двигаться дальше. Кроме этого сказали о непроходимых для нас водопадах. Стоянку разрешили сделать около поста рядом с мостом.Разрешение давал сам начальник заставы, возвращавшийся с гулянки. Он настоятельно просил не спаивать бойцов, но сил у нас самих было мало, не говоря о том, чтобы куда-то ходить и с кем-то пить.
23.07 Поднялись в 9.00. Сразу же начали разбирать катамараны и готовить рюкзаки к переброске на Западную Лицу. К 14.00 вещи были собраны и надо было успеть совершить радиальный выход к водопадам. «Мельничный каскад» поразил нас своими размерами. Мысли о прохождении умерли сразу. Сюда нужно было все супер: экипажи, каты и страховка.То же самое и на «Прощании славянки».Просто супер. Рыбы на посту рыбнадзора нам не продали – жаль. К 18.00 вернулись в собранный лагерь. Основной поток машин, который и так был мал в воскресенье,совсем спал к вечеру.
24.07 Мы были серьезно озадачены. Отправление искомого поезда из Заполярного планировалось в 2.34 (стоянка 20 минут). На наше счастье попытка спустя 7 часов поймать машину увенчалась успехом. Разбитый УАЗ доставил нас к станции в Заполярном за 10 минут до прибытия поезда. Водитель оказался славным малым, не взял денег, хотя останавливался в кафе поесть, несмотря на то, что мы опаздывали. Сев в вагон и договорившись с проводником о проезде, все заснули. В Луостари я в полусонном состоянии отдал список группы и предъявил паспорта пограничному контролю. Видя наш уставший вид и тур. снаряжение вопросов не возникло. Высадка на станции 85 км предстояла нам в 5.47 – сон был сладким, но недолгим. На наше счастье дождя не было, хоть и стояла облачность. Поставили лагерь, разбив палатки слева от железной дороги, и пошли досыпать. Встали в 12.30 и начали свой второй стапель.К 19.00 все было готово и мы двинулись вперед. В 21.00 достигли стрелки с Лебяжкой, пройдя несложные шиверы. Перед озером Ножьявр прошли каскад шивер сходу. В 23.00 встали на правом берегу в начале озера.
25.07 Подьем в 12.00. Вышли в 15.00 погода солнечная. С дровами гораздо лучше, чем на Титовке. К 16.00 подошли к порогу «Кюри», но сейчас мы его не пойдем. У нас другая цель –исследовать правый приток Западной Лицы и пути подъезда от трассы А-138. Перед порогом подходит дорога, но воды много и брод затоплен. Вещи спрятали в кустах и понесли катамараны по дороге, обозначенной на карте до брода – прошло 3 часа и мы вернулись. К 21.00 мы принесли вещи и погрузили их на катамараны,перекусили. В пределах получаса нашли стоянку на правом берегу озера.
26.07 Ночью прошел дождь,но погода оставалась солнечная. Оставив лагерь, мы пошли в 12.00 на судах искать место выхода из озера на автомобильную дорогу. К 13.00 мы уперлись вконец озера. Наверху проходила дорога. Пройдя через лес метров 100, мы вышли на грунтовку по которой через 100 метров вышли на трассу. Слева стоял обелиск. К 14.30 прибыли обратно в лагерь. Обед. 15.30 старт. В 16.00 дошли до нашего брода. В 16.30 нашли выход из озера. Но вот засада, там, где на карте нарисована река, в реальности — сад камней и узенькая речушка под правым берегом. Фото 10. Наверное, сплав здесь возможен только весной. Попытки сплава на груженых катах не привел к успеху.Рюкзаки были сняты и начат их перенос по правому берегу реки в 17.30. К 18.00 вышли на ЛЭП. Фото – 11. Оценив, что двигаться через «дикий» лес труднее, чем по вырубленному под ЛЭП, пошли по последнему. В 19.30 вышли к концу притока – недалеко Лица и дорога по которой мы заносились. К 20.30 вернулись к катамаранам. Фото – 12. Перекус.Надо отметить, что на каждой высотке имеются следы войны: разрушенные блиндажи,окопы, землянки, траншеи. Фото 13. В 21.00 мы начали наш «сплав». До его начала выяснилось , что два паспорта мы забыли вынуть из рюкзаков, которые были уже в конечной точке. По воде нам предстояло в режиме первопрохождения пройти 4-5 км. Экипаж Крупнов-Кинжалов рванул на катамаране вперед за документами, а остальные два при взаимной страховке пошли тандемом. Описание первопроходного участка . Приток длиной 4 – 5 км состоит из трех порожистых каскадов по 1-1.5 км, разделенных озерцами по 500 метров. Все каскады маловодные. Передвижение на катах с рамой 180 см практически невозможно,местами приходиться поднимать поочередно баллоны или нести кат на руках через камни. Первые два каскада средней сложности – идут по долине между сопок. В третьем каскаде речка зажата высоким до 5 – 10м и выше берегом поросшим глухим лесом. Имеются два водопадика по 1.5 – 2 метра в 3ем каскаде. Впечатления первого экипажа: участок пройден за 2 часа к 23.00, вся сплавная обувь была разбита о камни, травм не было получено, хотя возможность переломов или ушибов очень высока. Сплав возможен по очень высокой воде. Закончив проход, мы развели костер и стали готовить ужин (документы целы). Прошло два часа, и в 1.00 ночи из леса показались наши ребята с катами на плечах. Фото 14. Матом в тот момент не ругались – на нем говорили. Впечатления тандема: пройдя два каскада пешком и подойдя к водопаду около 23.00, ребята не пошли его по воде и решили выходить на ЛЭП, по которой обносили вещи. Им это удалось. На ЛЭП бросили часть вещей, за которыми в 3.00 пришлось вернуться троим участникам.Все. Обессилевшие, упали спать около 4.30.
27.07 Проснулись в 18.00.Решено было оставшееся время потратить на пение песен, помывку и прочие радости жизни, чтобы зализать раны от первопрохода. Солнце весело играло на горизонте,зарываясь в облака, а по лесу неслось: «За полярным кругом снег белый, белый…».Спать пошли около 00.30.
28.07 Группа встала в 12.00.В 14.00 начали обнос вещей по дороге за порог «Кюри». В 16.30 закончили прохождение порога. На пятерку препятствие явно не тянуло. Хотя сложная линия движения, мощная струя, тормозящие бочки давали право оценить его на четверку.Прошли на разгруженных судах по основной струе с береговой страховкой. Фото15 – 16. Снова гребля по широкой безмолвной реке. К 19.00 подошли к Чертову перевалу. Погода начинала портиться, да и люди устали. Стоянка на правом берегу перед шиверой.
29.07 Утром стало гораздо холоднее. Моросит мелкий дождь. Появился ветер, по большей части встречный. Сделан радиальный выход к братской могиле защитников перевала. Стартуем в 15.00. Погода портиться. В 16.30 подошли к порогу «Свет в окошке». Погода не в нашу пользу. Вначале порога на камне висит пролет моста. Отсюда начинается разгонная шивера метров 150. Проход по основной струе требует значительных усилий. В самой кульминации основная часть потока уходит по правый берег, где с высоты около 3 метров падает в мощнейшую бочку, а левая часть потока обливается через два уступа метра по1.5-2. Фото 17. Первым пошел экипаж ТРУ. Фото 18 – 20.Пройдя вдоль левого берега, удалось избежать выхода на основную струю и пройти через два уступа, показав хорошую слаломную технику на заходе. При прохождении второго уступа был пробит левый баллон. Своевременная чалка на левый берег успешно завершила прохождение.Второй экипаж ТВУ пробив заходную, бочку при попытке уйти влево чуть не перевернулся и прошел оба уступа кормой. Фото 21 – 26. Страховка и съемка с левого берега. Вещи обнесены по левому берегу. Правая часть порога тянет на 6 категорию. Во всяком случае, нашими силами мы не считаем возможным обеспечить достаточную страховку проходящим при такой линии движения. 2 часа ушло на отработку порога с обносом вещей и 2 часа на ремонт катамарана. Фото 27. Продолжаем движение в 20.30. Моросит дождь. С ходу проходим шиверу«Плюшка» по струе. Все устали. Встаем на ночевку на левом берегу перед автомобильным мостом в 22.00. Горячий душ. Песни.
30.07 Встаем в 12.00. И тут мы обнаруживаем не понятное явление: комары ,докучавшие вечером и ночью,пропали. Через 10 – 15 минут мы поняли суть явления – на улице стало гораздо холоднее. Плюс все это дополнялось общей облачностью, мелким дождем и неприятным встречным ветром. Успеваем подняться на Адмирал – Гору. Фото 28. В 16.00, пересиливая себя, залезли в мокрые гидры. Надо было двигаться вперед.Впереди предстояла встреча с рыбнадзором и неприятный разговор. 16.30 старт. В 17.30 подошли к «Шампанскому». Осмотрели порог с левого берега. Идем груженые у левого берега. Суда друг за другом, показывая хорошую технику, без труда выдержали достаточно сложную линию движения – опыт не проспишь. 18.00 четвертый падун. Нас интересовал больше не вопрос прохождения, а скорее наличие рыбнадзора, хоть порог и хорош. За 1 час перенесены все вещи в базовый лагерь перед третьим падуном на левом берегу. Очень холодно. 19.00 Начато прохождение падуна №4. Река широкая. Идем со взаимной страховкой. Фото 29 – 31. Уверенное прохождение по центру и под правым берегом. Заход сложен. Сами сливы не видны –необходимы сигнальщики. Высота сливов до 2 метров. После прохождения все собрались в лагере. Решили проверить наличие рыбоохраны на третьем падуне. На наше счастье пункт оказался закрыт. Ура. Окрыленные успехом решили в условиях плохой погоды сделать стоянку и завершить прохождение третьего падуна, чтобы завтра не тратить время. Слив достаточно высок до 2.5 метров и отвесен. На заходе тормозящая бочка, а половина потока просто валит направо на камни и совсем криминальный котел. Все три катамарана при береговой страховке преодолели основной слив, изрядно разогнавшись и прямо войдя в него. Фото 32– 33. 21.00 на привал, где сухо, тепло (под тентом у костра) и песни под туристский чай.
31.07 Погода не собиралась улучшаться, когда мы встали в 12.00. В 15.00 пакуем вещи на каты. Ветер встречный, дождь. Очень холодно. 15.30 Стартуем. К 16.00 подходим к шивере налевом повороте. Ошибки в линии движения недопустимы. 16.15 на левом берегу чалимся перед каскадом второго падуна. Обнос вещей по левому берегу. Вся струя идет под правым берегом через серию бочек, сливов и заканчивается мощным водоскатом и бочкой. Постоянная и напряженная работа веслами. Погода ужасная. Сдувает. Все катамараны прошли по основной струе. Фото 34 – 37. Порог очень красив и заслуживает внимания и уважения. Перекус. Двое участников при обносе рюкзаков несколько простыли (без спасжилетов продувает насквозь). 18.00 под сильным дождем и встречным ветром уходим к первому падуну. 18.45 причаливаем к левому берегу. Обнос вещей за порог. Препятствие сложное и опасное. Линий движений много, но легких нет. Выбираем проход под левым берегом. Фото 38 – 42. Он чем – то напоминал проход (заход) на пятом падуне. На трех катах поочередно проходят два экипажа. Экипаж Шайкевичей приболел и не рискует зря. Фото на память после последнего препятствия. Фото 43. В 20.00 уходим к финишу к железному мосту через Лицу. 21.00 – ФИНИШ.Идет мелкий дождь. Ветер задувает под защиту. Раздеваться холодно и мы ставим лагерь. Хорошо когда есть газ и горячий чай готов за 15 – 20 минут. Начинаем антистапель. На правом берегу видна будка охраны моста, но мы не пойдем представляться – ведь нас не беспокоят. 23.30 отбой.
1.08 Проснулись в 11.00.Продолжается упаковка рюкзаков. Несмотря на подъеденные продукты суммарный весне убавился – все снаряжение насквозь мокрое. 13.00 Начинается пешая часть до основной трассы. Через 500 метров знак «ДПС». Идем дальше. Дорога перегорожена системой шлагбаумов о колючей проволоки. Недоумеваем. Наше недоумение прояснили военные моряки и милиционеры, которые провели почти полное дознание на КПП о цели и мотивах нашего пребывания в ЗАТО. По их словам они могли вообще не беседовать с нами, а сразу вызывать группу захвата для нарушителей, находящихся на территории секретного военного объекта. Нас отпустили, но нам предстояло вернуться за второй половиной вещей и человеком из группы, который их сторожил.Ветер и дождь беспощадны к участникам.14.30 Дошли до автострады. Идем обратно.Попутки преимущественно иномарки не тормозят. Видок у нас еще тот. К 15.30 подошли к КПП. Удивлению охраны не было предела: «Опять вы?». На наше счастье наш человек с остатком вещей уехал на машине буквально 5 минут назад. Нам даже сказали номер машины. Мы обрадовались тому, что хоть вещи не надо было нести. К 16.30 мы вернулись к трассе и все собрались. Надо сразу оговориться, что погода по типу поздней осени: ветер, дождь и холод, стояла уже последние 4 -5 дней.Настроение, как мы не крепились, постепенно падало. В окончание всего просто стало холодно как при сплаве, так и на берегу. Времени на полноценное прохождение реки Ура уже не было, точнее оно было потеряно в борьбе с холодами.Еще одно обстоятельство обозначилось, когда появилась мобильная связь: троим участникам надо было срочно выходить на работу. Практически полностью пройдя две реки, группа единогласно решила логически закончить маршрут на этом этапе.Иногда надо иметь силы не только решиться на прохождение, но и на то, чтобы во время остановиться. Буквально через 10 минут мы остановили попутку, которая привезла нас на вокзал в Мурманске к 18.00. Нашему счастью не было предела.Сразу же бегом к кассам. Ближайший и единственный поезд с билетами в 18.58 №15.Мы в поезде. Домой. За окном осень: ветер, дождь, небо полностью обложено тучами. Фото 44. 2.08 – 3.08 Москва – Рязань.
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Однозначно все определяющие и предопределяющие препятствия должны считаться опасными, так как вероятность аварии достаточно высока и группа должна своими силами и средствами организовать страховку и спасработы. Особого разговора заслуживает классификация препятствий, которые отмечены выше как определяющие и предопределяющие. Особую опасность могут создать браконьеры. Ниже водопадных сливов они ставят сети, притапливая их так, чтобы не было видно. Попасть в такую сеть опасно для жизни. При разведке препятствий на это следует обращать внимание. На наше счастье такого рода аварий не было.
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
Крупнейший город Заполярья, Мурманск, не только административный центр области, но и старт Северного Морского пути,центр рыболовецкой промышленности и рыбообработки. Богатейшие ресурсы области в условиях рыночной экономики требуют инвестиций, а их не хватает. Экономические проблемы усугубляются тем, что из закрытых территорий уходят военные части,обеспечивающие функционирование инфраструктуры и ЖКХ.
Город-герой Мурманск как военно-морская база создавался по решению Николая Второго после поражения в войне с Японией в 1905году. Назывался он тогда Романов на Мурмане. В 1916 году сюда провели железную дорогу. Город вошел в историю Гражданской и Великой Отечественной Войны. В скверах и на улицах города много памятников морякам, исследователям Арктики,защитникам города. В хорошую погоду по блуждать по улочкам города, побывать в местах отдыха горожан, у памятника защитникам города над Кольским заливом просто необходимо. Есть в городе музеи, заслуживающие внимания. Посещение сауны в спортивном центре, рядом с вокзалом, — великое удовольствие после самого успешного похода( мы не успели). Железная дорога до Никеля была построена в1968 году. На реке Титовке место, отмеченное как подсобное хозяйство, -заброшенная лет 8 -10 тому назад авиабаза. Люди, забравши все, что можно,оставили на усмотрение мародеров постройки, технику, коммуникации, гигантские взлетно-посадочные полосы. Тяжелые бомбардировщики и теперь могут приземляться на 50м бетонной полосе, уходящей за горизонт. Ангары, капониры, железобетонные склады для боеприпасов, запасы ж/б конструкций. Чувствуешь себя пигмеем средиэ того имперского хаоса и демонстрации неограниченных возможностей и мощи СССР.Вода и рыба в реке здесь до сих пахнут нефтью. Следы войны сохранились на побережье озера Лайа — обезвреженный снаряд, металлолом американской»Кобры», каски, нашлась даже пушка! Любознательным здесь столько возможностей для поиска! Надо только помнить, что в земле есть боеприпасы,способные взорваться. Долину Западной Лицы в народе называют Долиной смерти.Противостояние войск было с 1941 по 1944 годы. Братские могилы помечены на карте, видны невооруженным глазом. Возле моста через реку на господствующей Адмирал горе (усеченный конус) немцы пробили в граните внушительных размеров сквозную пещеру для укрытия. Обзор с нее великолепный. Наверху сохранились траншеи, огневые точки и колючая проволока…Много интересного и познавательного давали выходы в сопки. При исследовании каньона ниже порога Эдикна левом берегу Титовки обнаружен распадок, удобный для постановки базового лагеря. Рекомендуем его использовать. Скальные стены, окружающие его и красивы,а вечером излучают тепло. Здесь нет ветра, но и нет комаров. Очевидно, обильный травяной покров их чем-то отпугивает. Дров много, река и пороги рядом. Между Прорывом и Подушкой тропа разбивается на несколько тропинок. Одни спускаются к смотровым площадкам и к воде по скалам, другие проходят по верху. С них открывается панорама реки и Титовского озера. При подъеме вверх от Прорыва была обнаружена металлическая ферма. Понять причину ее появления и назначения невозможно. При дальнейшем наборе высоты открывается обширное плато. Древесной растительности на нем нет. Большими плешинами проступает камень, обработанный ледником. На таких «бараньих лбах» сохранились борозды-царапины(азимут их 75 градусов, по движению ледника). Удивительные комбинации округлых камней разного размера поражали воображение. Некоторые стояли на пьедестале из небольших камешках. Это было так декоративно, что наводило на мысль о чьей-то разумной деятельности. Мы шли против солнца. Когда оно попадало в»окна», образованными камнями, то казалось, не Стоунхендж ли здесь?Появились кладки из камней. Это дало повод для разномыслия: «Природный феномен или дело рук человека?». С Господствующей высоты открылась круговая панорама. С птичьего полета можно было видеть и автотрассу на Печенгу и ЛЭП, и пограничную полосу, и пороги на реке, и озеро Титовское. Вскоре обнаружили следы траншей и огневых точек — вот откуда возникли стенки из камней и амбразуры.
Разведка водопадов «Мельничный каскад» и «Прощание славянки» — прекрасный эпизод приобщения к прекрасному творению природы. Все масштабно, мощно и впечатляюще. На первой ступени «Мельничного каскада» немцы (по моим домыслам) построили ГЭС под левым берегом. Руины ее сохранились и поныне. Все видимое и слышимое дополнялось праздничным действом. На поляне, над двумя водопадами на костре жарились шашлыки, рядом танцевали дамы и господа офицеры. В сторонке стояли их боевые машины. Пиршество духа в будний день! Трудовые будни — праздники для нас!
«Прощание Славянки» столь же поражает мощью и красотой. Просто посмотреть на такие чудеса природы — это праздник души. Ради этого не грех ехать за тысячи километров. На пороге»Прощание славянка» пост рыбнадзора, но общение не увенчалось успехом. Восхитительны пороги на Юринке! На катамаранах в такие водопады мы не пойдем, а вот каякеры отважились и прошли. Они же прошли Мельничный и Прощание славянки, порог Маманя на Кутсайоки в июне 2003 года. О глубине эмоций героев можно судить по первой фразе сообщения по мобильнику: «Мама! Я жив! Небеспокойтесь.»
9. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения,характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).
Сплав осуществлялся на трех катамаранах двойках. Суда были изготовлены членами группы. -2х местный катамаран типа «Тритон»( ТР): спортивно-туристический по 2 секционированных баллона. -2х местный катамаран типа «Тритон»: увеличенный( ТРУ), спортивно-туристический по 2 секционированных баллона. Объем до 1000л. -2х местный катамаран типа «Твикс»увеличенный (ТВУ) спортивно-туристический по 2 баллона. Катамараны оборудованы металлическими рамами, чальными и спасательными концами, жесткими или надувными сидушками. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. Перевозка катамаранов в разобранном состоянии осуществлялась на попутном транспорте. Погода на реках была крайне неблагоприятная. В таблице «График движения» указана погода на момент сплава. У группы имелся полный комплект медикаментов и обширный ремонтный набор. Для проведения похода по указанному маршруту специального пропуска в пограничную зону не требуется.
9.1 Список снаряжения

№№ Наименование Вес Полезность Примечание
1 Тент 3 х 4 м 1.0 Ежедневно  
2 Котлы 6 и 3 литра 2.0 Ежедневно  
3 Обвязки и жумары 2 шт 3.0 На «Прорыве»  
4 Портативная пила 2шт 2.0 Нужна Бережет топоры.
5 Топор 2шт 2.0 Нужен На каждом судне
6 Помпа «Лягушка» 3шт 2.1 Нужна На каждом судне
7 Запасное весло 3 шт 2.4 Наготове Не пригодилось
8 Медаптечка 4,0 Нужна Травм не было.
9 Веревка 10 мм- 100 метров 7.0 Необходима. Ну не 100, а 50 метров — надо
10 Карабины 5 шт 1,2 Необходимы Хорошо бы каждому участнику
11 Видеокамера 1.8 Нужна При дожде не работает – как правило
12 Фотоаппараты 2 шт 1,6 Нужны фотоаппаратов и пленка.
13 Мобильный тел. 0,6 Нужен На маршруте местами есть связь
14 Рыболовные снасти 1,0 Нужны Не пользовали. Помни об инспекции!
15 Палатка 2 шт 8.5 Надо Четырехместные
16 Спасконец 4 шт 25 метров 4.8 Надо Хватило бы трех
17 Таганок 1.5 Нужен Мнения группы разделились
18 Гитара 1.5 Необходима  
19 Запасной поддув 4.0 Нужен Пригодился
20 Газ и аксессуары 2.0 Нужен Пригодился
21 Усиленный набор личного снаряжения водника: гидроноски, гидрокостюм, гидроперчатки шлем, весло, пендюрка, защита, полартек на тело под гидру.   Необходим Защита крайне необходима поскольку комфорт во время сплава несравним с курткой водника

9.2 Характеристика средств сплава

  Средство сплава Вес Размеры Гондолы V V/чел Примечание
1 К-2-ТРУ 36 3.9 х 1,8 900 450 Самоделка Тритон
2 К-2 ТР 32 3,9 х 2,0 850 425 Самоделка Тритон
3 К-2-ТВУ 37 4,0 х 1,8 1000 500 Самоделка Твикс

9.3 О пограничном контроле.

Пограничный контроль на Титовке и в поезде на Лицу был невозможно учтив и корректен в своих действиях.Не так страшен черт, как его малюют, хотя многое зависит от людей.

Другое дело обстояло с контролем при выходе с Лицы: тщательный допрос с пристрастием и проверка документов. Смею предположить, что возможно появление аналогичной колючки через реку как и на Титовке.

9.4 О поезде Мурманск — Никель – Мурманск №651.

Очень это хитрый поезд город Мурманск -поселок Никель — город Мурманск. Попытка получить информацию у железнодорожников в Интернете озадачила — стало известно что в нем есть плацкартные и купейные места. Этот поезд пересекает все интересные для водников реки — Уру, Западную Лицу, Титову, Печенгу. Его можно использовать для конструирования интересного комбинированного маршрута. Из Мурманска он отправляется как поезд № 6651. В Никель уходит ежедневно, КРОМЕ СУББОТЫ, а из Никеля — КРОМЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ! Билеты продают строго по паспортам до седьмой из 9 остановок до ст. Луостари — там пограничный контроль. Далее, до Никеля, билеты продают проводники. Поезд — тепловоз и два вагона с общими местами. В понедельник, среду и четверг к тепловозу прицепляют вагон-лавку, где наш брат может пополнить запасы. Эту информацию надо уточнить перед отъездом в Мурманск.Если от Москвы до Мурманска 1444 км 181 поезд проходит за 46 часов, то здесь 200 км идутся за 8-часов 13 минут. Входят и выходят рыбаки, сборщики ягод,единичные пассажиры, некоторые едут до Никеля. Надо заметить, что ежедневно в Никель три рейса Икаруса, поместиться там с каяками или упаковкой каркаса катамарана проблематично — багажники не любят использовать. Могут быть попутные машины в будние дни, но это очень хлопотное дело. Для желающих начать сплав от железной дороги, что не так уж и безнадежно, помещаем расписание этого поезда. Эта дорога была построена чуть ли не в 1964 году. Более неспешного общения ж/д с пассажирами вряд ли где встретите.

Остановки Расстояние Отправление из Мурманска Прибытие из Никеля Примечания
Мурманск 00- 00 км 14- 27 9 — 02  
Кола 10 14-47 8 -30  
Мурмаши 23 15-16 8-03  
Пяйве 49 16-04 7-14  
ОП 54 км 54 16-32 стоит минуту 6-50 стоит минуту Мост. Ура.
ОП 61 61 16-47 стоит минуту 6-35 стоит минуту  
Нял 74 16-58 6-21  
ОП 75 75 17-25 6-03 стоит минуту  
ОП 85 83 17-44 5-47 стоит минуту Зап. Лица — 84 км
ОП 90 90 17-58 стоит минуту 5-34 стоит минуту  
Моккет 103 18-09 5- 22  
ОП 101 101 18-30 5-10 стоит минуту  
ОП 109 18-24 18-49 стоит минуту 4-53 стоит минуту  
Титовка 130 19-16 4 -27 р.Титовка
Луостари 150 20-08 3 – 22  
ОП Семужная   20-45 стоит минуту 3-10 стоит минуту  
Заполярный   21-01 2- 34  
Никель   22-09 1-45  

9.5 О Бане

В условиях сурового Заполярного климата и еще более сурового положения с дровами,мы так и не смогли найти их достаточного количества для бани. Зато трудности активируют смекалку. Нижние веточки березок почти всегда сухие. Их всегда хватает, чтобы вскипятить котел другой. У нас были бочки на 25 и 40 литров по деду.  Так вот, если в нее налить холодной воды и развести кипятком, получится большой объем горячей воды единовременно. Далее 3 – 4 близкорастущие березки оборачиваются полиэтиленовой пленкой в рост человека, и получается закрытая от ветра кабина для принятия душа. Такая конструкция позволяла нам раз в три дня(по необходимости) проводить душевые дни для поддержания боевого духа. Надеюсь не надо объяснять необходимость проведения банальных санитарно – гигиенических мероприятий и стремление к небольшому, но все -таки комфорту. Данная система помывки в условиях Заполярья показала высокую эффективность и экономию во времени и дровах, а также небольшой вес и компактность используемых материалов.

9.6 О рыбной ловле

О рыбной ловле и местных порядках надо сказать особо. Контроль за ловом ценных пород рыб, их охраной и воспроизводством ведает Управление «Мурманрыбвода» под начальством Бориса Федоровича Прищепы. Находится учреждение на улице Коминтерна, рядом с вокзалом. Телефон/факс в Мурманске 45-86-78 (общий отдел.). Оно контролирует 73 нерестовые реки на Кольском полуострове. Лов семги и других ценных пород рыб производится в соответствии с действующими Правилами любительского и спортивного рыболовства во внутренних водах Мурманской области.Единственным документом, дающим право ловли является именное разовое разрешение(лицензия). Разрешение выдает Управление «Мурманрыбвод» и его территориальные государственные управления рыбоохраны. По нашим сведениям (Рязань) головной организацией является Управление»Россельхознадзора», этому свидетельствуют штампы и подписи в листах информации на постах рыбоохраны.  Начальник Василий Викторович Красовский. Телефон 68-73-00. Заявление о разрешении на сплав надо подавать за 2 – 3 недели! Лов семги по принципу «поймал-изъял» предусматривает вылов рыбы с последующим ее изъятием для личного потребления. Ловля разрешается в указанных местах на спиннинг, нахлыстом, (на искусственную мушку), блесны. При выдаче разрешения указывается фамилия владельца, водоем и участок лова, дата выдачи и стоимость (обычно 812 руб). Результаты лова и время его окончания вносятся рыболовом в разрешение безотлагательно. В случае отсутствия улова указывается «без вылова». Улов и разрешение с указанием улова предъявляются инспектору рыбоохраны на месте контроля или в течение 3 дней. С выловленной рыбы с указанных в разрешении мест надлежит снять и приложить к разрешению чешую. Ведется учет выловленных рыб и регулируется количество лицензий. Кстати, ловить запрещено в пороге, в 200 м выше и ниже его. Без лицензии можно находиться на реке со спиннингом в чехле, иначе — браконьер. Есть лицензии по принципу «поймал — отпустил». Инструкция по этому поводу весьма велика. Рядом должен стоять фотограф, чтобы сразу же отснять процесс и не «причинять рыбе страданий».

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

№№ Статьи расходов На одного туриста На всех 6
1 Поезд Рязань — Москва   1080 руб
2 Проезд ж/д Москва-Мурманск   8100
3 Проезд ж/д Мурманск- Никель   1200
4 Машина до Заполярного —-
5 Проезд на поезде до ост85 км.   600 руб
6 Проезд с Зап.Лицы в Мурманск   1800 руб
7 Проезд ж/д Мурманск-Москва   7500
8 Проезд ж/д Москва — Рязань   1080
9 Питание   12000
10 Медаптечка   500
11 Снаряжение   1000
12 Связь   500
13 Видео — Фото   1000
14 Прочие расходы   840
15 Участие в Чемпионате России    
16 ИТОГО 6200 37200

11. Итоги, выводы ирекомендации по прохождению маршрута.

1. В условиях Заполярья совершен полноценный водный поход по двум рекам Титовка и Западная Лица. Возможность прохождения реки Ура, в качестве третьей реки на маршруте, зависит от многих факторов: успех сплава по предыдущим рекам, погодные условия, физический и моральный дух группы. При благоприятном сочетании этих факторов возможно последовательное прохождение всех трех рек.

2. Маршрут пройден в неблагоприятных погодных условиях при максимальном напряжении физических и моральных сил группы. Наиболее благоприятным временем для прохождения следует считать конец июня — начало июля, хотя по разным литературным данным и словам местных жителей погода год на год не приходится. Наиболее важный показатель на наш взгляд при определении категории трудности маршрута это соотношение погоды в данном регионе к уровню воды и наличие определяющих препятствий.

3. По нашему мнению для полноценного и наиболее безопасного прохождения определяющих препятствий группа в количестве 6 человек крайне мала.Это стало ясным при прохождении препятствий «Прорыв», «Свет в окошке», «Первый Падун», «Третий Падун». Кроме береговой страховки крайне необходима страховка своды, желательно двумя катамаранами двойками. На маршруте требуются навыки горной техники и работа с соответствующим снаряжением. Для прохождения и обеспечения прохождения определяющих препятствий все участники должны иметь соответствующий опыт сплава по рекам. К личному и общественному снаряжению предъявляются повышенные требования надежности, безопасности и холодоустойчивости.

4. Пройдены все определяющие препятствия маршрута исходя из обеспечения достаточного уровня безопасности прохождения. Набор пройденных препятствий выше, чем у группы из г. Дубна. См. таблица.

Сравнительная таблица пройденных препятствий на Титовке и Западной Лице (опора на группу из г.Дубна).

№№ Препятствие Категория трудности Прошли Дубна Прошли Рязань Река
1 Шивера Островная 2 — 3 Все Все Титовка
2 Шивера А,В,Г,Д 2 — 3 Все Все Титовка
3 Порог Эдик 4 Все Все Титовка
4 Порог Прорыв 5 — 6 1 эк 1эк Титовка
5 Порог Подушка 4 Нет Все Титовка
6 Порог Мельничный каскад 6 Нет Нет Титовка
7 Порог Прощание славянки 6 Нет Нет Титовка
8 Порог Кюри 4 Рязань 5 Дубна Все Все Зап.Лица
9 Порог Пятый Падун 5 2 эк 2 эк Зап. Лица
10 Шивера Плюшка 2 Все Все Зап. Лица
11 Порог Шампанский 3 Все Все Зап. Лица
12 Падун Четвертый 4 Все Все Зап. Лица
13 Падун Третий 4 Дубна 5 Рязань Все Все Зап. Лица
14 Падун Второй 5 —— Все Зап. Лица
15 Падун Первый 5 —— 2 эк Зап. Лица

Результатом похода группы из города Дубна по рекам Титовка и Западная Лица стала защита маршрута пятой категории сложности и его участие в Чемпионате России по водным походам в классе походов 5 к.с в 2003 году.

5. Маршрут можно отнести к 5 категории трудности и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной категории сложности.

Приложение 1. Выдержки из отчета г. Дубна.
Подводя итоги спортивной экспедиции по Титовке и Западной Лице на Кольском полуострове за двухлетний период,представляется целесообразным обобщить опыт планирования и проведения туристского похода, систему обучения и подготовки туристских кадров, повышения спортивного мастерства. Нарушение систематической подготовки и воспроизводства кадров в спортивном туризме ныне обернулось катастрофическим снижением аттестованных инструкторов, КМС и МС. Без этого нельзя укомплектовать работоспособные МКК в клубах и при Федерациях спортивного туризма. Это будет продолжаться до тех пор, пока в Европейской части России не будут введены эталонные четверки и пятерки на основе связки нескольких рек с должным набором локальных препятствий. Отчет дает представление о том, что в Северном Приладожье, Карелии и на Кольском полуострове есть такие препятствия. Ныне провести школу подготовки кадров СТ во многих городах невозможно из-за отсутствия инструкторов. В Дубненском городском клубе туристов создана технология Дистанционного обучения кадров СТ по программам четырех уровней ТССР в Интернете и экспедиционный метод организации УТП. Возможно, что наш эксперимент даст возможность для выживания туристским клубам в условиях нынешних экономических реформ.
Наступает пора, когда любительский спортивный туризм достигает уровня, соответствующего профессиональным требованиям (как в большом спорте). Нам предстоит готовить кадры именно с таким прицелом. Рекламу спортивных туристских маршрутов, их коммерческую привлекательность надо активнее продвигать на рынок туристских услуг. Наступает время, когда ТССР должен продавать свои know how, интеллектуальную собственность и кадры, защищая их права,как это ныне делается в спортивных клубах, а ТССР позаботиться о защите авторских прав на интеллектуальную собственность.
Классификация препятствий должна быть конкретной по каждому отчету с учетом динамических и статических характеристик маршрута, сезона, метеоусловий и анализа технических фото (видеоматериалов).При заявке маршрута туристы должны знать характер препятствий, условную категорию сложности и соотносить это со своим туристским опытом. Занижение категории сложности маршрутов в исследованных нами районах дает повод заявляться на них туристам с недостаточным с точки зрения безопасности опытом. Начальный уровень подготовки завершается УТП по рекам Верхней Волге от бейшлота и Медведице в Тверской области, в ближнем Подмосковье. После базового уровня подготовки УТП проводится весной по рекам Северного Приладожья — Тохмайоки, Колласйоки и Уксунйоки, в новом районе. Поход — по рекам Кольского полуострова Аккиму, Западной Лице и Печенге. После специализированного уровня подготовки -УТП весной на Уксунйоки и Тулемайоки, летом продолжение — на нижних порогах Титовки и Западной Лицы.
Организационное прикрытие для общения с местными властями нам создавал статус экспедиции Дома ученых Объединенного Института Ядерных Исследований. При достаточной расторопности это основание для получения спонсорской помощи. При достаточном ресурсе для обеспечения страховки и спасработ, мы могли организовать прохождение Оба-на на Кутсайоки и порогов:Карельского Башкауса, Прорыва на Титовке, трех падунов на Западной Лице.
Изменение режима приграничья открыло доступ туристам в ранее закрытые районы. Информация о новых маршрутах распространяется в Интернете и возбуждает фантазии… Случайно или нет, но описания поступают от прохождения этих маршрутов ( Печенга, Титовка, Западная Лица) экстра класса единичными судами на катамаране четверке или двойке. Они в режиме первопрохождения, без страховки, разведывают и проходят пороги высшей категории трудности. Есть сведения, что на К-4 пройдены водопады Титовки, но сведений в Интернете об этом нет. Раньше бы это назвали авантюризмом, а ныне это заявка на экстремальный профессионализм. Мастера издревле под куполом цирка работали без страховки. Большой спорт — статистика аварий и жертв. Спортивный туризм подошел к этой черте и вступил в противоречия с «Правилами», в частности, склассификацией препятствий. В отчетах каякеров и продвинутых катамаранщиков эти пороги относят к 4 категории трудности по международной системе классификации.Чтобы не искушать неофитов надо определиться в классификации по методике ТССР:
.1 — легкое препятствие. Идется без разведки.
.2 — простое препятствие. Линия движения видна с воды. Идется без разведки.
.3 — средней трудности препятствие. Разведать и определить траекторию движения.
.4 — сложное препятствие. Разведать.Выставить посты сигнальщиков и страховки.
.5 — очень сложное препятствие. Разведать.Проходить с учетом возможной аварии от одного пункта страховки к другому,используя страховку с воды и с берега. Убойный фактор велик.
.6 — сверхсложное, опасное препятствие.Последствия возможной аварии опасны для жизни. Разведка и страховка организуются с применением техники горного туризма. Экипажи должны физически,технически и морально подготовлены к действиям в экстремальных условиях при перевороте судна. Страховка должна быть готова к оказанию помощи людям, которые не могут активно сотрудничать со спасателями из-за травм.
.6* — сверхопасное. Труднопроходимое препятствие для любого класса судов — водопады, мощные, крутопадающие шиверы в каньонах. Единичные случаи прохождения. Разведка, страховка и готовность к оказанию медицинской помощи пострадавшим.
Если руководствоваться этой методикой, то 6 -3 падуны на Западной Лице соответствуют препятствиям 6 категории трудности. Это подтверждает информация Димы Кувалина ( Москва — 2001 год) о прохождении этих порогов — оверкили, травма, безуспешность двух попыток прохождения на каяке шестого падуна. Поскольку эту группу сопровождали два автомобиля, то их физические и психологические нагрузки сильно отличаются от тех туристов,которые все держат при себе и гружеными проходят большинство препятствий. С учетом разномыслия в оценке категории трудности препятствий предлагаю:
1. Давать оценку препятствиям по методике ТССР с учетом условий прохождения препятствия по конкретной воде. При этом должны быть отслежены максимально возможные уровни воды и возможные усложнения или упрощения препятствий.
2. За основу классификации взять известные препятствия, например, на реке Кутсайоки:
— тройка — порог БСТ;
— четверка — порог Муравей;
— пятерка — порог Ступенька;
— шестерка — три ступени порога Водопадный, Оба-На.
Это позволит дать классификацию препятствий препятствиям на реках Акким и Западной Лице, пройденных в режиме первопрохождения, Титовки, Печенги и Уры. Идущиеся сходу препятствия 1 — 2 категории трудности особо не выделяются — учитываются в каскадах.
На освоенных водных маршрутах ключевые препятствия имеют наименования. Это рациональнее сквозной нумерации препятствий. Дело в том, что при высокой воде некоторые препятствия пропадают(утопают) и появляется лоция с другой нумерацией препятствий. При отсутствии известных названий на ключевых препятствиях мы вводим в лоцию названия их сточной привязкой.
Международная классификация водных маршрутов по материалу Валентина Юрина: iorine/msk.su)
Общие замечания по классификации:
1. Шкала должна быть абсолютной, т.е. не зависеть от того, где и кем она применяется. Это требование общее для любой системы мер — все должны строить шкалу по одним и тем же реперным точкам(например, тройная точка воды и точка ее кипения при давлении 760 мм. рт. ст.),иначе как сопоставить результаты измерений? Если вводить свою шкалу для каждого региона, то как соотнести подмосковную шестерку (самую сложную речку в Подмосковье) с карельской тройкой? Если вводить отдельную классификацию для каяков, катамаранов и рафтов, то как соотносить их между собой? Что сложнее катамаранная тройка или каячная пятерка? Если назавтра появится еще один тип судов — для него вводить свою классификацию? Возможны два выхода. Либо универсальная классификация, но при планировании и оценке походов надо учитывать, что пройти пятерку на катамаране проще, чем на каяке. Либо вести свою классификацию для каждого типа судов и признать, что к другим судам она не имеет никакого отношения.
2. Сложность реки не может определяться иначе, как экспертными оценками по шкале из нескольких баллов. Никакие количественные параметры — уклон, расход, скорость течения, количество камней -не дают полной информации о реке. Сложность ее определяется только полным их сочетанием. Что сложнее Катунь или маленькая, крутопадающая Сумульта, ее приток? В международной классификации такими критериями являются наличие препятствий, возможность определения линии движения и последствия ее несоблюдения. Сложность препятствий зависит от расхода, от последствий паводка или хозяйственной деятельности. С учетом этих переменных факторов меняется характер препятствий и условий при их преодолении. Как принять категорию сложности водному маршруту, при каком расходе?
3. Категория сложности условна по сути и конкретна для сочетания определенных, переменных факторов. Возникает потребность в более четкой градации оценок в сочетании с усредненными(грубыми). Река , отнесенная к N категории сложности, может иметь локальные препятствия более высокой категории трудности.Такие маршруты имеют N категорию сложности с элементами М категории сложности.
4. Для оценки категории сложности можно ввести критерий «убойности» локальных препятствий в случае аварии.Критерий оценки — вероятность увечья или гибели при разведке и принятии решения о прохождения препятствия. В данном случае учитывается, что расход, уклон и скорость — функционально связанные параметры, определяющие энергетику потока.Композиция препятствия, кульминация, зависят от наличия водопадов, скал, каньона,прижима, заломов и т.п. Такой подход увязывает динамический (энергетический)фактор со статическим (наличием неподвижных препятствий).
Представление о Международой классификации водных маршрутов по книге Ray Rowe, White Water Kayaking (SalamanderBooksLtd., London. 1988).
Категория 1: несложные Течение имеется, опасность представляют небольшие мели с одиночно выступающими камнями.
Категория 2: умеренно сложные Есть очевидная линия движения, однако есть простые препятствия. Могут быть небольшие сливы и бочки.Есть локальные быстротоки.
Категория 3: сложные Прослеживается вполне определенная линия движения: видимая с наплыва, которой следует придерживаться. Могут быть высокие беспорядочные валы. Многочисленные камни и разнообразные препятствия, бочки и улова.
Категория 4: очень сложные Линия движения в пороге не всегда очевидна.Вода может быть мощной, с бочками. Необходимо постоянное маневрирование.Рекомендуется разведка порога .
Категория 5: чрезвычайно сложные Необходима предварительная разведка, ибо есть места, опасные для жизни . Локальные препятствия в виде высоких водопадных сливов, узкие проходы, очень сложные шиверы и мощные бочки. Препятствия непрерывны.
КАТЕГОРИЯ 6: официальный верхний предел
Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Могут быть любые сочетания препятствий со сложными и затрудненными подходами.
Приложение 2. Карта маршрута

Карта №1

Карта №2

 

Приложение 3. Фотографии

Фотоальбом


13. Литература

Информацию о районе удалось получить в Интернете:
1. Сайт Ольги и Сергея Виноградовых — об исследовании рек Титовка и Западная Лица на катамаране К-2 в 2000 году — www.veslo.ru/2001/otchet/oza/titovka.htm
2. Сайт Дмитрия Кувалина — о прохождение Титовки, Западной Лицы и Уры в 2001 году на каяках и катамаранах К-2 — www.brige.narod.ru
3. Отчет о прохождении связки рек Титовка и Западная Лица 5 к.с. группой из г.Дубна 2003 год. На сайте: http://www/jinr/ru/~zlobin.
4.Форма типового туристского отчета о походе: источник: Русский турист. Вып. №7
Дата добавления: 22 Января 2002г.