Карелия и Кольский полуостров

Река Охта, Карелия, июль, лоция

Dr.Zlo

Лоция Охты

Характеристика расстояний, стоянок, серьезных препятствий. Просто полезная информация о Карелии.

Тактика прохождения описана для катамаранов. Уровень воды высокий.
Синим курсивом – небольшие дополнения о нашем маршруте, комментарии, можно выкинуть

Заброска
Москва-Беломорск
Поезд № 212 Москва-Мурманск отправление в 1:17 прибытие в Беломорск 23:46 стоянка 5 мин
Существует техническая (внеплановая) остановка в Сосновце, 2 мин. для местных жителей
Мы договорились с начальником поезда о такой остановке за небольшую мзду.

Доставка туристических групп
Надвоицы

  • УАЗики 921-457-94-99 Александр8(814-31) 3-80-80rotal@yandex.ru

Сосновец

  • ГАЗ 66 921-525-25-02 Фомин Юрий Борисович Огромный респект и уважуха. Рекомендую 8(814-37) 3-66-88
  • Нива 8(814-37) 3-61-18 Лотош Николай Егорович

Беломорск

  • УАЗ с железной будкой 921-222-05-84 Александр
  • грузовой ГАЗ, УАЗ 8(814-37) 2-13-14 Черемухин Леонид
  • УАЗ 8(814-37) 5-22-10 Зимин Олег Васильевич
  • УАЗ 8(814-37) 5-31-77 Владимир
  • УАЗ 8(814-37) 5-34-30 Белонович Владимир
  • УАЗ 8(814-37) 5-39-79 Липкин Алексей

Комментарии

  1. Все водители друг друга лично хорошо знают, существует умеренная конкуренция, но в целом корпоративные интересы выше, поэтому цены ненамного отличаются
  2. В июле заброска на Охту обходилась 7-9 тысяч, рассчитывается по количеству людей, без детей Если ляпнуть, что команда из Москвы, то цена выше.. На заброске практически не торгуются, т.к. сплавной сезон «год кормит»
  3. Лучше созвониться заранее, т.к. много заказов. Но, в принципе, можно найти машину и на перроне
  4. Водители хорошо знают дорожную ситуацию, владеют информацией о уровне воды и количестве групп на маршруте, характеризуют места для стапеля, поэтому с ними по прибытии можно обсуждать различные варианты заброски. Но, конечно, ехать далеко и по плохим дорогам, неохота, набивают цену.
  5. Я не стал подробно описывать все машины, надо звонить УАЗики, как правило, с прицепами и верхними багажниками. Как правило, у одного водителя несколько машин разных марок, вместимости и ветхости.
  6. Заброска и выброска на другие реки района – Писта, Летняя, С.Шуя, Кепа, Волома, Кереть

Варианты заброски на реку
Дорога 110-130 км. Примерно 1/5 (25 км) – асфальт, оставшаяся часть – грунтовка, местами разбита
Наш вариант заброски Сосновец-Муезеро – 2,5 часа

  1. р.Козледега – труднопроходима для катов в среднюю воду
  2. д.Кевятозеро — хорошие стоянки были на ЛБ. Сейчас мост разрушен. есть место для стапеля на ПБ оз.Кевятозера возле деревни и не доезжая её 5-6 км
  3. мост через Охту ниже Куккумозера — стоянки перед мостом правее дороги в 100 м. от реки
  4. Муезеро – большая ровная поляна в 100 м. от озера, оборудована, хороший строительный лес, дрова — экономия 1 ходового дня, пропускается несколько мелких препятствий
  5. д.Маслоозеро(оз.Лежево)— неудобная – остатки деревни, помойка, стоять на лугу, дров нет — экономия 2 ходовых дней, пропускается о.Троица, Гнилые Охты, мелкие препятствия

Наш график движения(7 ходовых дней+3,5 дневки)

  1. Муезеро — Юляозеро 23 км
  2. Юляозеро –Немепорог-Лежево 21 км
  3. Лежево — Воронье 13 км
  4. Воронье — Кивиристи 18 км
  5. Кивиристье — Охтопорог 21 км
  6. Охтопорог – ГЭС 6 км

Озеро Муезеро – ширина озера от устья до истока реки 5,2 км

0.0
Стапель
курс на восточный мыс о.Троица

+2,5 км

о.Троица
от мыса + 200 м. чалка на северный берег – полянка с костровищем, напротив – церковь
от острова курс на плотину № 3 вдоль ПБ
при движении вдоль ПБ – небольшие стоянки
на косогоре ЛБ видна поляна — д.Ушаково, обитаемая летом, стоянка до деревни
выход в реку напротив последнего острого мыса ПБ, до плотины 900 м.
курс на снижение, разрыв линии леса, над водой белеют бревна лотков.

+3,1 км
Плотина № 3
Сходу. В правый лоток. Ширина прохода 4 м.
левее плотины 150м – большая поляна, стоянка

+3 км
р.Чуруш левый приток, по ширине равен Охте
+500 м Стоянка на ПБ небольшая – на группу до 12 человек, корявые места под палатки

+2,6 км
Шиверы
3-4 шт.с промежутками спокойной воды Сходу.

В конце последней шиверы через 200 м. видны начало болотистых берегов и мертвого леса

«Гнилая Охта» длина 12 км (от последней шиверы до первой стоянки на стоянки Юляозере) низкие заболоченные берега, мертвый лес в 150-200 м., только санстоянки

+5,7 км
р.Одава правый приток – ручеек

+6,5км

оз. Юляозеро

Стоянка с идолом — сразу при входе в озеро на ПБ, на 3-4 группы, баня, дров почти нет

+50 м теоретически, есть пару мест под стоянки
+400 м Стоянка с Бураном — на мысу, оборудована
+150 м Стоянка в гавани – большая поляна с пляжем, баня
+150 м Стоянка на мысу – пляж, по тропе в лес – пентагон, места на 3-4 палатки

Прохождение озер огибая полуостров, прокопы заросли и непроходимы в любую воду,

Движение вдоль ПБ. Берега низкие, поросшие травой, заболочены.

+1,2 км

Остров
Расположен прямо по курсу, движение вдоль островка, затем вдоль ЛБ полуострова

+1,6 км
оз.Юзмозеро
движение вдоль ЛБ полуострова

+0,9 км

оз.Ригорека
движение вдоль ПБ

+0,4 км Стоянка на ПБ — небольшая стоянка на скалах

+1,2 км д.Ригорека заброшена, посещается рыбаками, судя по моторкам и свежим срубам
движение вдоль ПБ, огибая мыс, выход в реку напротив, до плотины 1 км курс на снижение, левый разрыв линии леса.

+2,3 км

Плотина № 4
Сходу. В левый лоток. Ширина прохода 6 м. Маленькая глубина

сразу после плотины

Шивера

сразу

Алозеро

длина 1 км

стоянка на ЛБ

Шивера на выходе – Сходу

+1,2 км

Неме-порог
каскад из шивер, протяженность 800 м, сходу, вдоль ПБ, в русле обливняки

Сразу за порогом – 300 м спокойной воды, пара островков, мощный ручей с ПБ

хорошая стоянка на скалистом ПБ

После этой стоянки до устья оз.Лежево 9 км, берега заболоченные, стоянок нет.

+1,4 км
шиверы

+2,5 км
р.Норга — ручеек справа

+1,7 км
шивера

+300 м р.Сянда — левый приток, очень широкий, Охта резко 1800 поворачивает направо

+2,3 км
стоянка ПБ — Посредственная

+500 м
стоянки при входе в озеро на обоих берегах. Деревянная баня.

оз. Лежево

Устье реки — мыс д.Лежево 2,9 км
Мыс д.Лежево – плотина 2,7 км
Курс по компасу, разрыв в линии леса виден плохо

Плотина 5
Сходу один простой чистый лоток, ширина 4 м.
Сразу за плотиной «коридор» с сильным течением и валами, длиной около 500м

Стоянка на ЛБ — маленькая

оз. ТоросозероДлина 1,9 км

На выходе озера

Порог Тергепорог
Лоток с бревенчатыми стенами. Ширина в начале 5 — 6 м, в конце 3 — 4 м, течение быстрое. Сходу – аккуратно

+300 м
Порог Пебозерский
Заходная шивера и в левую протоку – валы, обливняки, на выходе – бульник. В правой протоке мель
Сходу — маневрирование
Сразу за порогом Пебозеро, хорошие стоянки на ПБ.

оз. Пебозеро

Длина 1,2 км
На ПБ – заброшенная д.Пебозеро
Курс вдоль ПБ, направление на мыс между островом по центру и материком

оз. Хилиярви
Длина 1,4 км

На ЛБ развалины дер. Кангашнаволок

До впадения в оз.Воронье — хорошие стоянки на обоих берегах

Озеро Воронье

Длинна 3,5 км.

Множество хороших стоянок на берегах озера и островах, бани

На левом полуострове, врезающемся в озеро – баня и ларек местных

Начало озера — о.Духов 1,7 км

оДухов

Расположен южнее правого полуострова, врезающегося в озеро. На западном мысу – дорожный знак «Пешеходный переход», виден издалека. В западной части расположено две бухты; одна с южной стороны, другая, главная, с северной.

Оборудованная Стоянка на южном берегу, дров нет

В самой северной части озера продолжение реки с разрушенной плотиной. № 6, видна с о.Духов

о.Духов — плотина 2 км

Перед плотиной справа 100 м – удобные стоянки на озере

Плотина 6

Проход чистый, но с воды не виден. Осмотр по ЛБ.

Ширина плотины 15 м. По центру – прямой язык, справа – бочка.

Напротив стоянка на ЛБ – маленькая, неудобная

+ 700 м

шивера

оз. Корнизозеро

Длина 2,6 км

За выходе из Корнизозера острова разделяют русло реки две протоки.

Прохождение по левой протоке, в правой — мель

шивера в основании левой протоки

Перед Пичепорогом стоянка на высоком ПБ.(на острове)

+ 800 м

Порог Пичепорог

длина 300 м

слаломная шивера в узком коридоре с крутыми поворотами и валами Сходу

За порогом стоянка на ПБ с заливчиком

+2,5 км

шивера

+ 1 км

Порог Кожаный

Ориентир — в центре русла – островок, деревянный крест.

Расположен на левом повороте реки, много камней

Сходу, маневрирование

Стоянка за порогом на ПБ — небольшая, на плохом берегу

+2 км

Порог Ойнегайне

Ориентир – левый поворот, шум порога, ряж с ЛБ

Заходная шивера, по центру — слив, чистый язык, хорошая бочка (катание в спасах)

Сходу по струе

Сразу за порогом есть хорошая стоянка ПБ, баня

+ 200 м

шивера

+1,3 км

Порог Лоунапорог

Ориентир – ряжевая стенка по ПБ, плиты вдоль ЛБ, перед порогом на ЛБ поляна стоянка

В высокую воду появляется маленькая протока слева

Расположена на левом повороте — шивера с валами, обливняками, текуха

Сходу по основной струе, маневрирование

+100 м.

шиверы

+1км

Порог Хемег

ОСМОТР, чалка на ЛБ

ориентир – сильный гул, до резкого поворота вправо на ЛБ – заметная поляна, стоянка

Русло сужается и резко 90° уходит вправо.

Слева коса из каменных плит, посередине островок, справа ряжевая стенка.

От островка поворот 180°, начинается быстроток, небольшой перепад в скальном сужении шириной 5-7 метров, валы 1м., на выходе бочка через все русло

За порогом стоянки на ЛБ и ПБ (неудобные — крутой 5 м.берег) в лес уходит зимник – на трассу.

Поприличнее стоянка напротив порога.

За поворотом – поляна. Чалка для обязательного осмотра или обноса всего порога по тропе – 300 м.

+300 м.

Порог Кивиристи

ОСМОТР, чалка на большую поляну ЛБ с натоптанной тропой.

Стоянки на ЛБ над 2 ступенью.

Стоянка на ПБ, на 15метровой скале в начале каньона.

Перед 1 ступенью – мелкая протока вправо, можно обойти 1 и 2 ступень и покататься в каньоне.
1 ступень (15 м.) — небольшой слив, валы, тащит во 2 ступень. Можно зачалиться в улово на ЛБ
2 ступень ( 100 м.) –.слив 2 м. Котел. Справа впадает протока. Улово у ПБ.
Резких поворот влево. Идти вдоль ЛБ, прижим к скале ПБ в начале каньона
3 ступень (250м.) – S-образный каньон. 1,5 м валы. Прохождение по струе. Прижим к скале ЛБ на выходе.
над 2 степенью есть пятачек для сигнальщика, за поворотом 2-3 места под страховку
+50 м. полянка на ЛБ с костровищем. Конец обноса всего порога

+ 800 км

Порог Белый
Шивера сходу

+500 м
Порог Черный.
Шивера сходу

+ 200 м

Порог Печкапорог
Ориентир порога – на плавном правом повороте — большая скала у ПБ
Можно сходу, или осмотреть по ПБ
Посередине – скальный островок. В левой протоке – пологая шивера
Справа – слив 1-1,5 м, хорошая бочка
За порогом – протяженная шивера, небольшая стоянка на ЛБ

+5 км

Пороги Муравейные
Подряд несколько шивер и перекатов Сходу
За последней шиверой – остатки деревянный свай. Стоянка на ЛБ.

+5 км

Порог Тютерин
Ориентир – огромная ровная поляна на ЛБ с заливчиком. Вдоль ПБ — ряж
Чалка, ОСМОТР, обнос по ЛБ
Мелкая заходная шивера. Слева — пологий мелкий слив 1 м. по наклонным плитам, хорошая бочка
По центру – слив 1,5 м., вода падает на груду камней
Справа от островка – шивера с валами 1,5 м.
Прохождение — вдоль ЛБ
За порогом +100 м на ЛБ стоянка – без дров, комарятник.

+ 4км

Порог Курна
Узкая 4 м. шивера Сходу.
Стоянка ПБ.

+1 км

Порог Охтапорог
длина 300 метров
Ориентир – длинная поляна на ПБ, река разливается, поворот влево, на ПБ – скалы
ОСМОТР, чалка на ПБ
На заходе перепад, косой язык, (сигнальщик) далее мощная шивера с валами 1,5 м.
3-4 места под стоянки на ПБ перед порогом.
Хорошая стоянка на ПБ сразу за порогом, через 15 м. тропа обноса для катаний.(через лес)
От порога вдоль ПБ +200 м стоянка оборудована

+2,5 км

ЛЭП

+200 м.

р.Кемь
на ЛБ – дачи, причалы для лодок на ПБ при желании можно найти стоянку

+2,5 км

ГЭС (пос. Подужемье)
Теоретически можно сплавится по Кеми, однако, это малоинтересно так как

  1. не спортивно – река (Путкинское водохранилище) шире Оки, без текухи, всего несколько шивер
  2. целый ходовой день – 18 км, обнос 4 ГЭС
  3. населенка

Антистапель №1 — на ЛБ перед плотиной, напротив телефонной вышки
Пара просторных полян для сушки.
До трассы «М-18»100 м. До автобусной остановки 1 км.
Антистапель №2 – на ПБ у плотины
Перед плотиной остров, огибать его удобнее справа. Чалка к мосткам

Выброска

Вочаж – Кемь 20 км
автобусы регулярно ходят по расписанию: 7:20, 9:00, 11:55, 13:35, 16.05, 17.45, 19:25, 21:55.
Автобус ЛУАЗ, (чуть больше ПАЗика). Проезд стоит 18р с человека.
Для больших групп (>8 человек ), наверно, удобнее снять машину, меньше скандалов с местными и подъедут, когда группа просушится и запакуется.
Местные извозчики могут попытаться обмануть, сказав, что все автобусы отменены
Можно найти машину на месте, нанять в поселке или вызвонить из Кеми

  1. УАЗ 921-522-36-65 (Водитель с рязанскими корнями)
  2. УАЗ 921-452-61-11
  3. Газель пассажирская 921-455-32-50 Рудик
  4. «Урал» вахтовый 8-(814-58) 2-09-36 Воробьев Вячеслав Александрович
  5. Зил-131 8-(814-58) 2-25-77 Сергей

Автобус и извозчики привозят к дверям жд вокзала.

г.Кемь

Вокзал — куча турья и духота на верхнем этаже, H2S из «МЖ» на нижнем.
— с перрона – закусочная, много пьяных «Васьков» – кадрятся к девушкам, ржут над пендюрками и клянчут по 1-2 рубля.
Круглосуточные магазины на площади слева и прямо от вокзала, еще один далее по дороге влево + 200 м.
Телеграф, телефон — в получасе ходьбы, по дороге прямо от вокзала, в конце свернуть налево.

Сплав по средней Охте

В 1-й ходовой день Муезеро-Юляозеро выяснилось, что вода высокая, порядка 50-70 см. выше обычного уровня(вместо шивер – перекаты, часть стоянок, бань на берегах и надписи на каменных плитах стоянки с идолом оказались под водой). Далее вода ещё поднялась. Родилась идея ломануться по маршруту, крайне скудно описанному в инете и вообще без фото и пожертвовать на этот переход дневку. Но штормовой ветер на Лежево, сильный дождь и соотношение в группе мужчин и женщин 1:3 похоронили эту идею. Оставим этот маршрут байдам.

Собранная информация( со слов нашего водителя, рыбаков и анализ карты)
Переход оз.Лежева 12 км. В истоке Средней Охты остатки плотины. Переход по реке — 15,4 км. На этом участке 3-4 шиверы в начале и порог Кехань в конце (длина 150 м, кар. «Кипучий»).
Со слов рыбаков – река мелкая, лес заболочен, возможны завалы. Судоходна только в высокую воду. Порог не так красив и мощен, как Кивиристье, Печко и Охтопорог.
На байдах там очень редко, но ходят. Катов не было давно.

Достопримечательности, красивые места
Оз.Муезеро — остров Троица (название по бывшему на нем монастырю)
церковь Николая Чудотворца 1602 г., часовня Спаса Нерукотворного, скит, развалины монастыря 1552 г.старинное кладбище
Красивая тонкая деревянная резьба. В часовне внутри 2 староверных креста высотой метра 4-5. Украшены необычными узорами и языческим орнаментом

Оз. Воронье

Само озеро очень живописно, особенно в ясную погоду.
на каменной косе ПБ — табличка «погибшим советским солдатам 1941-1945 г.»
о.Духов — международная выставка туристической, инженерной мысли, юмора и рукоблудия

Кивиристье
Красивые виды на порог с ЛБ и ПБ.
Живописный мостик и водопад в правой протоке

г.Кемь

Успенский собор 1714 — 1717 г.
Белое море – небольшой заливчик есть в самом городе — 3-4 км по центральной улице
— или на такси 15 км от Кеми Рабочеостровск + 1-3 км пешком
мы за 800 р на 16 человек сняли маршрутку
романтика – вид на залив Белого моря – прибой, острова, наблюдательные вышки и т.д.

– место съемок фильма «Остров» Павла Лунгина 2006г.

реальность – развалины домов, причалов, рыбацких доков, берега все в каком-то фаршмаке, сгнившие лодки, колючая проволока, кучи промышленного мусора, ржавеющие портовые сооружения, заколоченные бараки деревни и т.д.

Жд мост через Кемь – красивый вид на устье реки, не охраняется, можно пофоткать

— место героическое, мост был объектом пристальных бомбардировок в ВОВ.

Аварийный выход

возможен с “Кивиристи”, по тропе с грунтовой дороги к трассе “Кемь – Калевала” расстояние 12 км.

Осмотр порогов

Большинство препятствий опытным экипажем с уровнем идется сходу. По высокой воде плотины и ряжевые пороги ничего не представляют, проход отчетливо виден.
Однозначно осматривать Кивиристье(IV к.с.), Тютерин(на предмет проходимости) и Охтопорог (ничего криминального нет, просто наметить линию движения).
Желательно смотреть Печкопорог – по нашей воде общий перепад около 1,5 м, хорошие бочки. Мы, правда, прошли сходу.
Осмотр Пичепорога и Немес излишен, нужен быстрый, четкий маневр.
Хемег мощный, но простой, логичнее зачалиться перед ним и осмотреть его при выборе стоянки.
По средней и тем более малой воде придется осматривать плотины и большинство мелководный порогов.

Страховка

Однозначно необходима на 2-й ступени Кивиристье. В нашу воду котел проносной.
Страховка на Тютерине и Охте затруднена. Опытным экипажем при прохождении не нужна, мы страховали только когда катались.

Дрова

Дров мало, много сырых и трухли. Все решит 2-3 цепуры и бензопила. Мы потратили 1,3 л. бензина.
С нормальными дровами (сухими, мелко наколотыми и сложенными в поленницы), действительно, туго. Ещё хуже, чем на Чирке. Очень близко к морю — сыро и много турья.
Бензопила в такой ситуации – не роскошь, а средство нормального существования. Толстое дерево, сухое снаружи, без коры и зеленых веток, часто оказывается сырое и трухлявое внутри. Безрезультатное пиление – это для любителей тупо согреться. Нам без особых физических усилий и моральных травм всегда хватало на костер (даже помогали соседям), бани и периметры.

Стоянки

Половина обозначенных стоянок – условных, для небольшой и непритязательной группы. То есть они очень маленькие – на 2-3 палатки, и то корявые, с неудобным подходом к воде, с комарами и мошкой.
Мы для дневок места выбирали придирчиво — красивые, удобные, с дровами и чтоб обдувались ветром.
Это стоянка на ПБ за Немепорогом,
в бухте на ПБ между Хилиярви и Вороньем озере,
на высоком ЛБ напротив Хемега,

на ПБ сразу за Охтопорогом

Все стоянки сильно замусорены.
Сети, банки, перчатки, бутылки, полиэтилен, ботинки – можно собрать не один самосвал. Почему это раскидывается, развешивается на деревьях, а не сжигается – не понятно
Устроить гадюшник на о.Троица, прямо напротив церкви – вообще хамство.

Навигация

Для переходов по озерам необходима топографическая карта и компас. Жизнь сильно облегчает GPS.
Конечно, на Охте нет таких гигантов, как Шотозеро, Тумчаозеро. Несмотря не то, что мы озера проходили ночью, дул очень сильный встречный ветер, часто лил дождь. Приходилось идти не по кратчайшей прямой, а перпендикулярно волнам, затем вдоль северного берега искать выход. Например, оз.Лежево резали поперек расстояние 1,7 км. шли 2,5 часа, затем искали плотину №5. В этих условиях точный курс важен.

Местные

Деревни вдоль маршрута не заселены.
На Муезере нашу стоянку проверили лесники на предмет сетей. Не заметили…
Встречаются рыбаки, меняют рыбу на продукты. Деньги не интересуют, так как нет магазинов
На Вороньем есть баня и ларек. Рыбаки на моторках могут отбуксировать по озеру за 100 р.с чела.

Кивиристье

Воруют ночью и днем. Посменно дежурили
Утром мимо стоянок гуляла милая компания – безобидная бабушка, улыбчивый дедушка и несколько детей. После обеда мы пошли проходить порог. Соседняя группа в полном составе побежала смотреть, а когда вернулась, нашла распотрошенные личные вещи. Повторяю, что это случилось днем, часов в 16, причем рядом была другая стоянка и там были дежурные.

ГЭС

Рядом деревня и трасса. Лучше не ночевать
Возле поляны где мы разбирались долго крутились какие-то охламоны лет по 18. Пристально приглядывались к нам и спорили между собой. «Ээ, мужик, дай закурить» так и не попросили

Зоны покрытия мобильной связи

Мегафон: www.megafonnw.ru/info/rus/zone Мегафон устойчиво брал с Вороньево озера.

МТС: www1.mts.ru/coverage/mts/karelia МТС стал работать на Кивиристье

БиЛайн: www.ptz.beeline.ru/geography/zone.wbp БиЛайн не берет нигде

Топографическая карта всей Карелии (километровка)

www.vottovaara.ru/map.html

Поисково-спасательный отряд службы спасения Кемь (814-58) 5-68-90

Справочная служба железнодорожного вокзала Петрозаводска (814-2) 76-57-43

Итого получается 5 страниц лоции реки +4 страницы телефонов и комментариев

Прошу прощение за возможные неточности

Принимаются жалобы, намеки и подозрения

Dr.Zlo

    • 20.8.07 12:52 Гость Мишка, спасибо.