Карелия и Кольский полуостров

Ловозёрские тундры, Кольский полуостров, Техописание, июль 2006

Андрей Толстых

Техническое описание пешеходного маршрута 2 кс, пройденного группой 31 в июле 2006 года

Заявленный маршрут:

Пос.Ильма (рудник Карнасурта) –пер.Эльмарайок нк –оз.Сейдозеро –обход по С берегу до р.Сейдъяврйок, далее по Ю берегу до р.Мурнуай –пер.С.Тавайок нк –траверс до р.Аллуайв –р.Сура (брод 3) –залив Чудалухт (брод 2) –р.Кальок –пер.Намуайв нк –озёра Ньюявр –р.Тульйок –пер.Щель 1Б –пер.Юкспоррлак –рудник Рассвумчорр

Общая информация:

Стоимость жд билетов на июль 2006г.

Рязань –Москва, экспресс 3кл. –108
Москва –Оленегорск №381, плацкарт –959
Оленегорск- Ревда –Рудник Карнасурта, такси –300
Апатиты –Москва №381, купе –2257
Москва –Рязань, экспресс, 2кл. –208

ИТОГО: 3832 рубля

Ловозёрские тундры – низкогорный (до 1120м) массив, второй по величине на Кольском полуострове, находящийся в 150 км к северу от полярного круга.
С запада он ограничен Умбозером, с востока –Ловозером, с севера и юга к горам подступает тайга.

На СЗ Ловозёрских тундр в долине р.Ильмайок находится пос.Ильма (рудник Карнасурта), в 6км от него пос.Ревда, соединённый регулярным автобусным сообщением с жд станцией Оленегорск.

Ловозёры имеют форму почти правильной подковы, в центре которой склоны гор отвесными стенами обрываются к Сейдозеру.
В этом районе отсутствуют ярко выраженные вершины. Основные высоты расположены в западной части (до 1120м), и к востоку постепенно понижаются (до 400м)

Вершины Ловозёр сглаженные, платообразные, склоны крутые со снежниками, некоторые многолетними. Много древнеледниковых каров, цирков и трогов, что определяет крутые склоны, но наличие осыпей, морен, сильно разрушенных скал снижает трудность перевалов.

Техническое описание

От жд станции Оленегорск проходят 2 раза в день автобусы до пос.Ревда, прямо на привокзальной площади туристов ждут такси. Мы уехали на микроавтобусе, заплатив по 300 рублей за каждого, если поторговаться, можно уехать значительно дешевле.

Водитель Валера т.8-921-178-43-05 довёз нас до рудника Карнасурта, откуда идёт прекрасная тропа до перевала Эльморайок. По тропе за 1час 25 минут (везде далее указывается чистое ходовое время и направления по ходу движения группы) дошли до перевального тура, откуда, сначала по каменистому плато, направление на котором было выложено гуриями, затем по отличной тропе дошли до СЗ оконечности оз.Сейдозера, где и встали. Всего за день 11км за 3,5часа.

На следующий день ясная погода сменилась на пасмурную, похолодало, но мы пошли обходить Сейдозеро с С, попутно собираясь подняться на г.Куйвчорр. до скалы Куйвы и чуть далее её идут несколько троп на разном расстоянии от берега, есть масса стоянок. Далее идёт практически одна тропа берегом, местами подболоченном.

Не буду касаться вопроса о Куйве, желающие могут найти массу литературы и информации в Интернете

Встреченные нами сотрудники заказника предупредили, что не стоит подниматься на плато, т.к. там в это время ведётся выпас домашних оленей. Погода также не располагала к восхождению, и за 4 часа мы подошли к В оконечности озера, где встретили местных, как они представились, неразговорчивых «егерей», которые строили дом. Рядом с домом и вагончиком стоит православный крест высотой за 2 метра, с восточной стороны написано:»Да воскреснет Бог, и разверзнутся врази Его», с западной –«Кресту твоему поклоняемся, Владыко, святое Воскресение Твоё поём и славим». Как удалось выяснить, крест установили в 1998 году, но с какой целью, мы не совсем поняли, т.к. среди местных саамов и лопарей распространены местные же верования.

От моста через р.Сейдяврйок остались только тросы, тропа по Ю берегу озера ожидалась отвратная, рыбалка не пошла и группа тем же путём вернулась на З оконечность Сейдозера.

Болотистая З оконечность Сейдозера не позволила идти на р.Мурнуай напрямую, пришлось около часа возвращаться по тропе в сторону пер. Эльморайок. Переправа через ручей сложности не вызвала, через р.Мурнуай перешли по брёвнам, но среди массы зимних стоянок тропы отыскать так и не удалось, типичная горная тайга с завалами, моренными сильно заросшими подъёмами и спусками, к тому же зарядил такой дождь, что в 14.00 решили встать намертво.

Весь следующий день низкая видимость, сильный дождь, северный ветер, температура +4+5.

Днёвочка, так сказать…

Но дневать не вечно, и в 8 утра следующего дня принимаем решение идти на С.Тавайок.

За 2,5 часа дошли без тропы до перевала. Шли всё время по левой стороне ручья. Очень красивое озеро с водопадами в верхнем цирке долины обошли так же слева.

Подъём на перевал по пологим, до 15% скалам, представляющих собой наклонные плиты. Идти было приятно, несмотря на падение температуры до 0 градусов, и попеременные дождь, снег и снег с дождём.

Оглядевшись на перевале, приняли правильное решение отказаться от траверса плато до р.Аллуайв, а пройти перевал С.Тавайок в полном объёме.

Спуск с перевала С.Тавайк (880м, летом-нк) начинается по кулуару со снежником, а затем, уходя по осыпи, и, уходя влево по сильно засыпанным осыпью скалам крутизной 25-30 градусов.слева по ходу виднелось озеро, справа струился мощный водопадный ручей. Спуск по мокрым скалам и под мокрым снегом был неприятен, я бы оценил его как 1А,но тем не менее по курумниковым буграм мы за 3 часа дошли до зоны берёзового криволесья. Троп нет, зато наткнулись на свежий медвежий помёт, и стало как-то неуютно.

Шли по правой стороне ручья, и где-то в 5 км от железной дороги появляется очень приличная вездеходка,по которой за 4 часа мы дошли до разрушенного мостика через р.Тавайок. очень много свежих медвежьих следов и помёта. Дорога по направлению уходила на р.Сенгисйок, но места для ночёвки становились всё хуже и хуже, пришлось сделать крюк, но найти мало-мальски приемлемое место для стоянки и просушки.

На следующий день после отдыха и окончательной просушки вышли в 15 часов в сторону Ревды. Пошли не по автомобильной (очень много глубоких луж), а по железнодорожной насыпи.

Дошли до указателя –Ревда-7км, сразу влево асфальтовая дорога до бывших складов взрывчатки. Склады разрушены, обошли их слева и встали на одном из Окунёвских озёр, где масса прекрасных стоянок и ловится окунь.

На следующий день под привычным уже моросящим дождиком в 9 утра вышли в сторону р.Сура (брод-3), до него дошли за 1 час 15 мин., мост, вернее верхний настил сильно растаскан аборигенами на дрова, но пройти можно без проблем, дальше дорога местами сильно подболоченная вывела нас за 2 часа 30минут до залива Чудалухт.

Место потрясающее!

Мыс Литт, берег Умбозера с чудесным пляжем, умопомрачительные пейзажи.

Брод-2 без течения, дно- крупная галька и камни, по хорошо видным ориентирам, в этом году глубина по грудь мужчине ростом 176см.

Целый час потратили на брод, переодевание и фотосъёмку. Далее- по дороге, перебродив р.Кальйок, по его левому берегу за 1час 15 мин. дошли до места, где дорога делает ответвление на Намуайв-Суолуайв, где и заночевали, предварительно половив рыбу.

Следующий день начался с затяжного подъема по дороге, ведущей практически через вершину Намуайв под моросящим дождём. Подстрелили из рогатки пару куропаток на обед, погода улучшилась до +15 и отсутствием дождя, но стало напрягать обильное присутствие гнуса.

Да, рыбалки на протоке между озёрами Верхний и Нижний Ньюявр нет! А может нам не повезло.зато красоты на озёрах не отнять…Такие пейзажи!..

А так же масса местами загаженных стоянок и пара загаженных избушек.

День всё-таки закончился проливным дождём. Спасибо газовой горелке и палатке Salewa. Нам было уютно.

С утра дошли за час до бывшей базы геологов, где с интересом увидели, насколько можно загадить природу, если действовать умело и целенаправленно.

Ещё через час перебродили очень холодный, глубиной до резинки мужских трусов р.Майвальтайок. бобров не видели, хотя название переводится как «ручей, на котором бобры строят свои домики»

Вышли к р.Тульйок, пообедали у разрушенного моста. Пошли по правому берегу Тульйока. Через час перебродили его, ещё через час перебродили второй раз. Это так вездеходка спрямляет каскаснюнйокское устье. Дорога местами отвратительно заболочена и заросла посреди колеи подлеском.

Под вечер, оттопав 5 часов 25 минут перебродили Тульйок в третий раз,встали прямо у брода. Хариус на мушку с червячками, которых мы тащили аж от Первомайского рынка Рязани.

Следующий день неожиданно оказался крайним, хотя первоначально таким не планировался.

Всю ночь шёл дождь, с утра +9, низкая облачность, завтрак в палатке.

Пошли по дороге вверх.надо заметить, что дорога за последние 5 лет что я по ней не ходил, изрядно заросла. Так, в некоторых местах приходилось обходить дорогу с сильно разросшимся подлеском по целинному лесу.

За 2часа 30минут чистого времени дошли до цирка перевала Щель. Озеро в этом году в цирке было, а с запада по небу шла такая конкретная неприятность, что руководство группы в задумчивости решило пообедать, дабы получив дозу калорий, решиться – лезть вверх или валить вниз.

Гречка с мясом, чай, пуховка и ненужная верёвка…

Подъём по кулуару перевала Щель в отсутствии снежника сложности практически не представляет. Главное помнить – все камни «живые», независимо от размеров сыпят, ключевой участок – каменную пробку в средней трети кулуара проходить предельно осторожно.

Подъём до тура занял 50 минут. В туре оставлена записка для Владимира Ильича Муравьёва и шоколадка для девушки из его группы.

Спуск до р.Вуонемйок занял 40 минут без сложностей. Прекрасная маркированная тропа

Отдали карту заблудившимся москвичам, за час дошли до пер.Юкспоррлак, ещё за час спустились к руднику Рассвумчорр. Всего за день 5,55 чистого ходового времени

Рудник теперь охраняется, но охрана была настроена лояльно.

Столовая работает до 16 часов, мы в неё не попали.

Все городские автобусы отменили ещё год назад. Ходят рабочие автобусы по расписанию. Мы договорились с водителем и доехали в 20.10 от рудника до пл.Геологов в Апатитах. Можно также вызвать такси:

8-921-662-62-62

8-911-318-55-25, стоимость от Рассвумчорра до вокзала в Апатитах 250руб.

Выводы и рекомендации.

Группа прошла маршрут практически в полном объёме, несмотря на исключенный траверс плато в Ловозёрах. С коэф.1,2 было пройдено 160,2км со средней скоростью 3,7 кмчас.

Справки и карты 500-метровки по телефону: 8-910-902-71-51

Андрей Толстых (Толстович)