История Рязанского туризма

Всё было новым, всё было первым

Воспоминания о первых официальных туристских походах Валерия Грищенко — первого руководителя тургруппы студентов РРТИ, поступившего в институт в 1957 году.

Как все начиналось

Идея же турпохода засела у меня в голове после организованной в феврале 1959 года агитбригады, которая отправилась в поход по Путятинскому району. Она состояла из 2-х групп — лыжной спортивной и участников художественной самодеятельности и СТЭМа, с которыми я познакомился и подружился.

В случайном разговоре с Дмитрием Дуниным выяснилось, что он тоже жаждет сходить в поход. Желания наши оказались обоюдными. Так возник штаб по формированию тургруппы. Я предложил своих друзей по спортлагерю и агитпоходу, он — своих. Собралась группа из 10 человек: Игорь Софронов, Дмитрий Дунин, Владимир Коротченко, Геннадий Соломенников, Валерий Грищенко, Маргарита Вишневская, Светлана Дорохова, Евгения Михайлова, Роза Лапшина, Нина Белова.

Так была создана 1-ая официальная тургруппа РРТИ, ответственность за которую взяло на себя руководство института.

В июле 1959-го

В середине июля 1959 года наша группа прибыла на турбазу Кауровка в верховье реки Чусовая (в это же время другой поход, в районе Горного Алтая, проходила вторая группа студентов РРТИ под руководством студента 733 группы Николая Балюка — Е. Данилин). Расположились недалеко от турбазы. В ближайшей деревне слобода мы заказали две лодки. Одну большую, грузовую, на шесть человек, мы назвали <Филон>. Вторую —  лёгкую, на 4-х человек, — <Хи-хи>. Перед уходом мы прибили к дереву памятную доску, где написали: <Здесь была первая стоянка первой тургруппы РРТИ> и тронулись в путь.

Вода в верховье реки была испорчена какими-то химическими загрязнениями. Цвет — зеленовато-серый, запах тухловатый. И так — на протяжении около 100 км.

Река Чусовая очень живописная. Главную красоту ей придают прибрежные скалы, которые по-местному называются Камни или Бойцы.

Вот некоторые названия: Камень Печка, Камень Высокий, Камень Синенький, Камень Дыроватые Рёбра, Камень Олений. На многие из них мы поднимались, обозревая окрестности. Где-то километров через 150 справа в Чусовую впадает река Серебрянка. Вода действительно серебристо-серая, мутная. Возможно, это взвесь какой-то глины. На несколько десятков километров правая сторона Чусовой окрашена таким цветом.

По следам Ермака к эсесовскому лагерю

Недалеко от Серебрянки находится камень Ермак. По преданию, по реке Серебрянке дружины Ермака поднимались во владения хана Кучума, но поход был неудачным.  Ермак вернулся и с дружиной перезимовал в пещере этого камня.

Действительно, когда смотришь на этот Камень, видна большая дыра — видимо, вход в пещеру.

Мы взобрались на вершину и спустили Дунина на верёвке к этой дыре. Внутри оказалось бревно, Дунин привязал к нему верёвку и сбросил её вниз. Кто хотел, тот поднялся в пещеру. Но это был небольшой грот, в нём с трудом помещалось 4 человека. Возможно, пещера была засыпана, так как пол был земляной.

Ещё примечательное место — лагерь эсэсовцев. На правом берегу — большая свободная площадка. Примерно в 300 метрах видны деревянные бараки. Вдоль них прошлись две фигуры в телогрейках и, как мне показалось, в зимних шапках. На левом берегу стояли несколько мишеней, — видимо, для тренировки стрелков охраны.

Мы молча прошли мимо этого места.

Весь поход фотоаппараты щёлкали непрерывно. В общей сложности мы заполнили 35 пленок.

Город Чусовой — конечный пункт похода. Здесь мы бросили <Филона>, пообедали в столовой и поездом отправились в Рязань.

Туристкий бум

В сентябре мы оформили фотомонтаж под названием: <300 км на <Хи-хи> и <Филоне> и вывесили на обозрение. Фотомонтаж произвёл фурор. С этого момента, можно считать, в институте начался туристский бум.

В феврале 1960 года был проведён второй агитпоход.

Но самые удивительные события произошли летом и осенью 1960 года.

Было пройдено несколько серьёзных маршрутов: Д. Дунин отправился на Алтай к Телецкому озеру (с ним ушли В. Коротченко, Г. Соломенников, М. Вишневская, Г. Фейгин и др.), Н.Балюк пошёл на Алтай к леднику Белуха.

На <ПУПе>

Я же организовал комбинированный поход по Оке до Горького, а затем по Среднему Уралу на юг до Ильменского заповедника (г. Миасс). В группу входили: Валерий Шубин, Валерий Дудко, Валерий Дудников, Владимир Маневич, Ольга Кварцхелия, Нина Тихонова.

Лодку мы сделали сами. В путь отправились 7 июля. И должен сказать, что лодку мы сделали великолепную, хоть и первое время в ней постоянно обнаруживались течи и приходилось ее регулярно ремонтировать. Назвали мы её <ПУП>. Попадали мы на ней в разные экстремальные ситуации, но все обошлось.

Наш поход не укладывался во временные рамки, которые мы рассчитали. Поэтому было решено дойти до пристани Кочемары, продать лодку и до Горького добраться на теплоходе. Что и было сделано.

В Ильменском заповеднике

Из Горького на поезде проехали до Свердловска. А затем до турбазы Коуровка. 21 июля мы были там. Остановились мы на том же месте, что и в 1959 году. Нашей памятной доски не было, от неё остался только гвоздь в стволе дерева.

Далее группа пошла на юг, к городу Миасс. Попадали мы в болота, форсировали множество мелких речушек со страшно холодной водой. На перегоне Атиг-Миасс мы остановились в г. Кунгуре, где отметили свой маршрутный лист и посетили достопримечательность города — Кунгурскую сталагмитовую пещеру.

Затем мы дошли до ж/д станции Атиг. С разрешения бригадира мы сели в товарняк и рано утром мы прибыли в Златоуст. Отсюда на электричке добрались до г. Миасс и расположились на берегу озера Ильменское в двух км от города.

Отдохнули, отоспались, отмылись, посетили музей Ильменского заповедника и через два дня направились к уникальному озеру Тургояк  — жемчужине Ильменского заповедника. Вода радоновая, прозрачная, дно видно на 12 метров. Цвет зелёно-голубой. Но озеро очень коварное, — много погибает людей. С местного языка переводится как <Не ступи нога>.

Мы прочувствовали коварство этого озера, когда пытались на лодке его пересечь. У берега вода тихая, а на середине озера дикие волны на несколько метров в высоту. На его берегу мы простояли три дня. На следующий день мы уезжали по домам. В Рязань прибыли 10-го августа. А 8 сентября оформили фотомонтаж нашего похода. Появились фотомонтажи ещё 2-3 походов.

Воспоминания В. Грищенко, члена бюро секции туризма радиоинститута, записал Евгений Данилин.

Источник Город-Р

• 4.4.09 16:08 ГостьДудкоВалерий Случайно увидел эту статью В.Грищенко,и всё всколыхнулось-это как письмо из далёкого прошлого.Можно было бы многое добавить к лаконичному отчёту!!! Жаль только,что судьба разбросала нас и после окончания РРТИ мы практически не встречались,и только 45 лет спустя благодаря «одноклассникам» я нашёл В.Грищенко и В.Маневича,а где все? В.Дудко.