Гималаи

Отчёт о сплаве по реке Арун (Непал), октябрь 1996, II место в чемпионате России (первопроход)

вид туризма: водный
категория сложности похода: 6
протяженность активной части похода, км: сплав — 150, пешком — 50
продолжительность дней: общая -33, ходовых пешком-4, сплав-15
срок и место проведения: октябрь 1996 Непал Гималаи

Руководитель: Шагаев Дмитрий Сергеевич.

Имеется несколько часов отснятого видеоматериала.

К отчету прилагаем видеокассету со съемками реки.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ.

  1. Шагаев Дмитрий, 1960, Рязань, Памир — р.Шахдара- р.Гунт — 6 кс Внутр.Тянь-Шань р.Сарыджаз 6 кс
  2. Мижегурский Александр зам.руководителя, 1962, Балабаново, Памир — р.Шахдара- р.Гунт — 6 кс Внутр.Тянь-Шань р.Сарыджаз 6 кс
  3. Чичеров Михаил, 1966, Рязань, Памир — р.Шахдара- р.Гунт — 6 кс Внутр.Тянь-Шань р.Сарыджаз 6 кс
  4. Рыбаков Евгений, 1961, Рязань, Памир — р.Шахдара- р.Гунт — 6 кс Внутр.Тянь-Шань р.Сарыджаз 6 кс
  5. Клюев Владимир, 1954, Брянск, Памир — р.Шахдара- р.Гунт — 6 кс Внутр.Тянь-Шань р.Сарыджаз 6 кс
  6. Киреев Виктор, 1949, Брянск , Памир — р.Шахдара- р.Гунт — 6 кс Алтай — Башкаус — 6 кс
  7. Плетнев Игорь, 1953, Рязань, Тянь-Шань — р.Кар- кара-р.Чарын — 6 кс Алтай — р.Чуя-р.Кад-рин-р.Катунь — 6 кс
  8. Черемушкин Вадим, 1965, Рязань, Тянь-Шань — р.Кар-кара-р.Чарын — 6 кс Кавказ — р.Белая 6 кс
  9. Дронов Валерий, 1946, Рязань, Алтай — р.Чуя-р.Кад-рин-р.Катунь — 6 кс, Саяны — р.Китой 6 кс
  10. Андреев Сергей, 1959, Волгоград, Алтай — р.Чуя-р.Кад-рин-р.Катунь — 6 кс Саяны — р.Китой 6 кс
  11. Давыдов Александр, 1968, сплав на каяке, Москва, Памир — р.Гунт — 6 кс Памир — р. Язгулем — 6 кс
  12. Пастухов Михаил, 1966, сплав на каяке, Памир — р.Гунт — 6 кс Памир — р.Язгулем — 6 кс
  13. Чичикин Олег, 1969, съемка, разведка, Рязань, Инсруктор и кандидат в мастера спорта по альпинизму

О РЕКЕ И МАРШРУТЕ

Река Арун начинается в Тибете (Китай) и собирает свои воды севернее группы высочайших вершин мира : Эверест — Лхотзе — Макалу. Пересекая грандиозным ущельем главный Гималайский хребет, между Kumbhakarna Himal и Lumbasamba Himal несет свои воды через теснины Малых Гималаев и зоны Чоуриагати к Гангской равнине.

Основную подпитку реке дают южные склоны гор, подверженные воздействию летних тропических муссонов. Среднегодовой уровень осадков Восточного Непала, где проходила активная часть экспеди- ции, составляет более 3000 мм/кв.м, а в поясе туманных лесов (3000 м над уровнем моря) — местами доходит до 6000 мм/кв.м.

Наиболее сильный прирост расхода воды в Аруне происходит на участке Нум — Тумплингтар, где за 47 км он увеличивается в два раза. В течение года осадки распределены не равномерно, что очень сильно отражается на расходе воды по месяцам:

месяц 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
расход 110 110 140 190 270 610 1100 1100 830 410 200 140

Муссонный период начинается в конце мая и заканчивается в конце сентября, начале октября — это время большой воды. Нами был выбран послемуссонный период для прохождения верхнего участка реки, и планировался еще приток Аруна — р.Барун Кхола.
Воды оказалось достаточно, но делать попытку прохождения Баруна мы отказались. Барун — слишком крутой орешек для попыток его прохождения «между прочим». Это должно быть целью отдельного похода. От места (чисто условно) где можно начать сплав до устья 20 -25 км, при падении более 2500 м. Средний уклон получается 100 — 125 м/км. Жесткий каньон , очень узкий поток, есть водопады. О прохождении на катамаранах (во всяком случае для нашей группы) говорить преждевременно. Если кто то решиться на это, то расчитывать на удачу можно в сентябре.

Начинать сплав с Непальского, самого верхнего ущелья Аруна, мы тоже не рискнули. Расход воды там около 100 куб.м/сек, тропа высоко над водой, для того чтобы хоть что-то увидеть, надо спускаться на 2 — 3 веревки вниз. Средний уклон более 50 м/км, несколько завалов, видимо есть очень высокие сливы или водопадики. Местами это очень узкий каньон с отвесными стенами, где вода от борта до борта, с предельными по сложности препятствиями. Увиденного ниже нам показалось достаточно для наших сроков и финансов.

Прохождение реки можно планировать от левого притока Medokachheje Khola, но если идти не обзорно, а с полным прохождением, то времени доплыть до Чатры вряд ли хватит.

Разрешение на сплав по Аруну выше Нума, дает министерство, куда нужно обратиться за полгода. Такой сплав имеет статус экспедиции первопрохождения и стоит это удовольствие дороже чем некоторые восьмитысячники. У нас было только разрешение на пешую прогулку до верха Аруна стоимостью по 85 $ с человека.

Если все оформлять официально, то оно тоже нужно помимо сплавного. Так что в случае серьезного несчастья, помимо всех мытарств, еще будут большие проблемы с государственными органами за нелегаль- ный сплав. Беря во внимание что даже увиденный нами на подходах, а потом пройденный отрезок реки превышает по сложности и потен- циальной опасности привычные нам маршруты 6 к.сл., считаем что мы правильно сделали отказавшись от верхних 20 — 25 км сплава. Это должно быть прохождение для группы с хорошим финансовым обеспечением и поддержкой Российских государственных структур.

Разрешение на сплав через Непальские фирмы можно получать только на коммерческие участки рек и еще несколько хорошо освоенных спортивных маршрутов, а на все остальное — непосредственно у государства. Так например: крупнейшая фирма «Азиан Трекинг», через которую организуются восхождения на все восьмитысячники всеми странами мира, способна была оформить разрешение на сплав по Аруну только от Нума.

Оказалось ошибочным мнение, что в Непале все реки пройдены и хорошо известны. Никаких сведений о верхнем Аруне получить не удалось, наоборот — авторы книг по рекам Непала очень высоко оценили наше прохождение. В период большой воды оно первое и наиболее полное на всем пройденном участке. Сделано было всего два обноса по 300 м. Выше первого завала около п.Карамаранг никто даже не пытался сплавляться. Последняя попытка сплава от завала была предпринята японцами четыре года назад и кончилась трагически в первый же день. На участке порогов «Брызги шампанского» — «Шар и пирамида» надувной плот перевернулся и погиб человек, все снаряжение утонуло. Группа покинула реку.

Если быть объективным, то помимо изготовленного специально для этой реки снаряжения, которое попало в точку, очень хорошего опыта каждого участника (средний возраст группы 36 лет), в удачном завершении нашего путешествия есть и огромная доля просто везения, которое нам сопутствовало. Вышедших из подконтроля экипажа критических ситуаций было несколько. Каждая из них в случае переворота могла кончиться трагически.

Полностью эффективной страховки на этих порогах поставить невозможно, так что вмешивалось провидение.

Продвижение по реке было очень медленным, т.к. требовалось осмотреть каждый участок (проходим он или нет), наметить линию движения, выставить страховку, наметить место чалки. Вдоль воды ходить очень трудно т.к. валуны «живые», много бомов, которые нужно обходить через джунгли, хождение по которым тоже проблема. Все колючее, много стрекающихся растений, тропические пиявки, пауки, змеи и все переплетено лианами. Растительность нависает над стенками , а видимость в густых зарослях 1 — 2 м, все пропитано водой, она стекает отовсюду ручейками. Все скалы отполированные и очень скользкие. Климат для нас очень непривычный — выская влажность, жара. Со всем этим освоились только к концу похода, а к этому времени уже накопилась психологическая и физическая усталость. Для первого выезда в тропическую зону маршрут был крутоват, и это при том что двое участников группы уже были в Непале. Но хоршо освоенные реки с густой населенностью с харчевнями и ночлежками — это совсем другой Непал.

На верхнем Аруне сразу начинаются предельные по сложности пороги, водность реки большая и совсем нет места для раскатки. По нашему мнению река не для каяков и катамаранов (даже таких больших как у нас), а для больших плотов на поперечных пантонах с гребями. По малой воде, когда расход вверху будет 10 — 15 куб. м/сек., появится, наверное, много непроходов, что тоже ркомендовать трудно. Поэтому рекомендовать Арун для прохождения можно только сильной схоженной группе с хорошей индивидуальной физической и психологической подготовкой, а также поддерживаемой спонсорами и государством.

Начав сплав в Китае не позднее 1 октября, на общем спаде воды и росте расхода от притоков, доплыть до аэродрома в Тумплингтаре и оттуда улететь в Катманду. Экспедиция в таком виде будет выдающимся достижением в сплаве по горным рекам.

ТРАНСПОРТ

  1. г.Рязань — Шереметьево-II — транспортом друзей.
  2. Самолет: Москва — Дели (Индия) — 3 раза в неделю по 3 рейса.
  3. Автобус: Дели — Катманду (Непал) — чартер 42 часа, по 50 $.
  4. Вертолет: Катманду — р.Арун — 3600 $ за 2 часа.
  5. Автобус: п.Чатра — п.Итахари — 1500 рупий со всех.
  6. Автобус: п.Итахари — Катманду — рейсовый ужас 14 часов по 350 рупий с человека.
  7. Самолет: Катманду — Москва — один раз в неделю по субботам во второй половине дня, 5 часов до Арабских Эмиратов и 5 часов до Москвы. Всего 12 часов. За перелет Москва — Дели — Катманду — Москва заплатили по 2886000 рублей.
  8. Шереметьево-II — Рязань — транспортом друзей.

Курсы валют на момент путешествия:

  1. 1 доллар США — 5400 рублей.
  2. 1 доллар США — 37 индийских рупий.
  3. 1 доллар США — 59-60 непальских рупий.

Рекомендации по транспорту.

  1. Летать Аэрофлотом — примерно в три раза дешевле.
  2. По групповому тарифу — 8 человек и больше скидка около 40%.
  3. Оформлять весь багаж на группу на один билет — не придется подгонять рюкзаки под 20 кг, легче сокрыть перевес. Каждый лишний килограмм стоит около 5 $.
  4. Билеты до Катманду покупать сразу — заказывать за 3 месяца.
  5. В Непале на любое расстояние ездить не рейсовым транспортом, а спецрейсом — дороже не на много, а потерянные нервы и время не вернуть.
  6. Вертолет заказать без проблем, особенно если это сделать за месяц по телефону. НО! В произвольную точку страны они не садятся, а только на зарегистрированные государством площадки. Для полета в любую точку надо заплатить в два раза больше. Т.к. первый полет будет разведывательный с представителями власти, полиции и авиаслужбы для занесения площадки в реестр, а уже второй рейс — с людьми и грузом.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

  • 30.09.96 — машина Рязань — Шереметьево II
  • 30.09.96 — самолет Москва — Дели
  • 01-03.10.96 — автобус Дели — Катманду
  • 03-06.10.96 — Катманду: оформление разрешений на путешествие и закупка продуктов
  • 07.10.96 — вертолет Катманду — левый берег р.Арун, между притоками Iswa Khola и Chhayang Khola
  • 08.10.96 — пешком от реки на гребень хребта к тропе
  • 09.10.96 — пешком до верхнего Нумского моста через р.Арун
  • 10.10.96 — пешком до «хутора» шерпов — это выше п.Uwa
  • 11.10.96 — пешком до начала сплава выше правого притока р.Barun Khola место называется Namche
  • 12.10.96 — постройка судов
  • 13.10.96 — сплав без вещей примерно 2 км, ночевка на месте строительства
  • 14.10.96 — сплав до левого притока р.Leksuwa Khola, ночевка на правом берегу
  • 15.10.96 — сплав до конца порога N 16, ночевка на правом бе регу
  • 16.10.96 — сплав до завала, обнос завала, ночевка на пр.берегу
  • 17.10.96 — сплав до поселка выше Uwa
  • 18.10.96 — сплав до верхнего Нумского моста
  • 19.10.96 — дневка на базе немцких геологов
  • 20.10.96 — сплав до моста на тропе к Макалу, ночевка на правом берегу
  • 21.10.96 — сплав до завала, обнос завала, сплав до места в 600 м выше пр.притока р.Iswa Khola, ночевка на пр.берегу
  • 22.10.96 — сплав места между порогами N 40 и N 41, ночевка на левом берегу
  • 23.10.96 — сплав до порога «Длинный» ночевка на пр.берегу
  • 24.10.96 — сплав до места чуть выше п.Kumaltar, ночевка на лев.берегу, ниже красивого водопада
  • 25-27.10.96 — сплав до п.Чатра
  • 27-28.10.96 — автобусы до Катманду
  • 29-01.11.96 — познавательно-экскурсионная программа
  • 02.11.96 — самолет Катманду — Шахра — Москва
  • 03.11.96 — машина Шереметьево II — Рязань

ПЕШИЙ ПОДХОД.

Вертолетчики нас высадили на левом берегу реки, неизвестно где, сказав что они потерялись и не могут показать точку высадки на нашей карте. Сказали, что приблизительно мы в 20-ти км от Чепува. Большие сомнения вызывала текущая рядом река с расходом кубов в 200-250 и шириной 60-70 м, да и характер окружающих гор. Проведенная разведка вверх и вниз по течению, а также подъем вверх по склону показали, что мы находимся на уровне п.Муре — что ниже Нума. До тропы, идущей по гребням левого берега, почти километр. Тропа правого берега за рекой, а вверх по течению вдоль реки не пройти. Местный житель, пришедший на нас посмотреть, полностью подтвердил наши предположения. Вечер ушел на перепаковку снаряжения и продуктов. Оставили часть продуктов, чтобы уменьшить груз и этим строго ограничили время пребывания на верхней части реки. На пешку отвели четыре дня.

День первый.

Ночью был сильный дождь, а с утра яркое солнце. Под пологом леса страшная духота и сырость. Чисто символическая тропа идет все время вверх и чуть вниз по течению реки. Через ребро выводит к ручью и потом вдоль ручья через распадки поднимается на гребень хребта. Набор высоты около километра, но было несколько спусков и траверсов склона. Идти трудно,очень жарко. Ручьев много но пить из них не желательно, т.к. можно подхватить тропические инфекции. Есть участки обработанных террас с посадками риса и хутора. Перевалив через один из отрогов, прошли через п.Phago- din — это на несколько километров ниже по течению Аруна от места начала подъема. Потом перевалив еще один отрожек хребта, спустились к ручью и на его террасе заночевали. Это единственное место, где  можно поставить лагерь. Ровная площадка, нежная травка и чистейший ручей вызывали умиление у участников группы, подходивших по мере сил и количества излишнего жира в животах, который они несли. Отрезвление приходило мгновенно, когда разувались и смотрели на свои ногу покрытые пиявками. Вечером опять шел дождь и после него начался кошмар первой ночи в джунглях. Стемнело в 6 часов вечера и полезли всякие насекомые и пиявки. Кроме одно- местной штурмовой палатки, в которой спали два человека, был еще тент, под которым жили все остальные и были открыты для ползающих и летающих гадов. Поспать удалось часа по четыре. В дальнейшем больше никогда не ночевали на лужайках среди леса и кустов.

День второй.

Перевалив отрог за ручьем и обойдя пару распадков, вышли на гребень хребта к магистральной тропе. Почти сразу встретили караван, выносящий грузы, Швейцарской зкспедиции на Макалу. Часа за 2 — 3 дошли до Нума. На площадке где сосредоточены магазин чики и харчевни пообедали таиландскими макаронами быстрого приготовления, запив их непальским пивом. Размякнув после еды, были застигнуты врасплох предложением сыграть в волейбол на полощадке перед школой. Международный матч был позорно проигран под радостный смех половины населения поселка.
От площадки до верхнего Нумского моста через Арун спускались часа два на 600 м вниз. Пока все спустились, начался дождь. Ночевать у реки негде — ущелье очень узкое, а подьем на противоположном склоне опять метров на 500. У моста несколько домиков базы немецких геологов, которые вели разведку для строительства каскада плотин на Аруне. Ночевали в одном из домиков, спали крепко и спокойно.

День третий.

Утром часть народа жадно пила холодную воду из родника и излишне часто щупала больные затылки,поглядывая на противоположный склон ущелья. Когда вылезли на гребень к первому поселку Hedangna, который метров на 400 выше реки, все уже окончательно очухались и могли оценить экзотику местных поселений.
До самого вечера шли по тропе, преодолевая подъемы и спуски на сотни метров, наслаждаясь чудесными видами и буйством неизвестной нам природы. Временами удавалось увидеть кусочки реки, которая даже с высоты 100 — 200 м, заставляла сердца биться значительно сильнее. На ночь встали в хуторе Шерпов.
Со скалы был виден водопад и белый участок горки за ним. Высота над рекой метров 200. Ночевали то ли на чердаке, то ли на втором этаже домика под соломенной крышей, т.к. поставить лагерь было негде — склон крутой и все покрыто густой растительностью. Ночь прошла тихо и спокойно.

День четвертый.

По ухудшающейся тропе, после спуска в распадок и длинного крутого подъема,подошли к п.Lamobagar Gola, в котором «чекпост». Дальше тропа еще ниже спускается к реке и проходит через селение Syaksilla, которое разбросано по склону на 200 — 300 м, и дальше подходит к правому притоку Баруну. Перед притоком пара домиков поста и есть площадка, где может приземлиться вертолет. Перейдя приток по живописному мосту, тропа спускается совсем низко к ре- ке на террасу, проходя через самые нижние домики селения Sempung, за которым начинает подниматься выше по склону. На противоположном Берегу два красивых водопада и с тропы на повороте реки видна хорошая песчаная площадка у воды. Спуск от тропы метров на 50 через густые заросли. Место очень удобное для постройки судов и начала сплава. На песке нет ползающих кровососов. Перед спуском к реке провели разведку притока и вверх по Аруну. Решили стартовать от этого моста.
Вдоль всего Аруна, от самого низа до самого верха, идет тропа в Тибет. Для экономии сил и времени всегда надо стремиться идти по верхней тропе. Чем выше и дальше от реки, тем меньше спусков и подъемов. Двигаясь даже по самой нижней тропе, реку всю просмотреть все равно нельзя, а притоки и скальные стены обходить очень сложно, а местами просто очень опасно. Поэтому если уж есть необходимость идти пешком к началу сплава, то идти надо главной верхней тропой. Зарегистрированные посадочные места для вертолета есть в п.Седоа и у базового лагеря на Макалу. Хорошее место чуть ниже устья Баруна и у п.Chyamtang.
Сложностей в ориентировании пеший подход не вызывает. Двигаться по склонам без тропы все равно невозможно. Но если быть точным, то возможно, прорубая просеку в джунглях и со скоростью 100 — 200 м в час.

ОПИСАНИЕ РЕКИ АРУН.

Урез воды р.Арун в районе границы Китая и Непала около 2600 м, а на просторы Индо-Гангской равнины, у п.Чатра, она выходит с отметкой 115 м. Весь маршрут проходит по дну глубокого ущелья. Средний уклон на участках распределен неравномерно:
1. Граница (2600) — левый приток Medokachheje Khola (2000):
16 км — 37м/км
2. Левый приток (2000) — п.Uwa (1000)% 31 км — 32 м/км
3. Поселок Uwa (1000) — правый приток Aabsuwa Khola (750):
25 км — 10 м/км
4. Правый приток (750) — п.Yaphu (500): 10 км — 25 м/км
5. Поселок Yaphu (500) — п.Chandanpur (300): 15 км — 13 м/км
6. Поселок Chandanpur (300) — п Чатра (115): 90 км — 2 м/км

Плотность и сложность препятствий на реке очень высокая. Поэтому их классификация субъективна и дает соотношение сложности одного препятствия с другим для наших судов и данного расхода воды.
Ниже притока Medokachheje Khola — ущелье, а последние 5 — 7км — каньон с огромным уклоном. Это препятствие N 1 (ТТТ+), затем расширение с порогами и еще один каньон — N 2 (ТТТ). Ниже этого каньона мы начали сплав.

N 3 (Т-). Мощная шивера 500-600 м с хорошим уклоном при расходе примерно 80 куб.м/сек. Бочки, обливные камни, валы высотой 1-1.5 м, часто косые. В конце участка в русле у правого берега — огромная глыба. Это ориентир следующего порога.

N 4 (Т). Трехсотметровая горка с большими бочками и валами, в сужении русла свал воды с бочкой и здоровенные валы. Все проносное.
— Длинная шивера до правого притока р.Барун-Кхола.

N 5 (Т-).Сразу после устья правого притока прижим к левому берегу и мощная шивера 250 — 300 м, в конце которой порог.

N 6 (Т-).Большой обливной камень у правого берега и прижим к левому. Бочка, валы.

N 7 (Т). Участок 200 м расширения русла с большими камнями в по токе, между которыми сливы и бочки.

N 8 (Т+).Около километра участок с сильным уклоном — бочки, валы Череда концентрированных сливов и валов по 2.5 — 3 м.

N 9 (ТТ-).Порог 150-200 м с падением примерно 40 м/км. В середине порога огромная глыба на правом берегу сужает поток. В сужении слив, бочка и очень высокие валы. Бочки проносные.
— Участок быстротока с валами — 300 м.

N 10 (ТТ).На левом повороте, в сужении, слив через всю реку, под- пруженный в середине скалой. Большая бочка и подпорный вал не дают воде стекать верхом. Брошенное бревно просто исчезло и все. При нашем уровне воды удалось проскочить под самым левым берегом. Чуть ниже уровень воды — и этот локальный порог станет непроходимым.
— Участок быстротока с валами и бочками 150 — 200 м. В кон- це которого видны большие глыбы на берегу и в русле. Это порог.

N 11 (ТТ+).Сложный красивый порог длиной 200 — 250 м. Очень большой перепад. Два поворота русла. Огромные надводные и обливные глыбы. Левый берег очень крутой, а местами — скальная стена, правый — крупноглыбовая крутая осыпь. Два ключевых сужения русла, в которых концентрированные сливы. Первый крутой — 3 м, за ним изгиб русла со ступенями поменьше и двойной слив поположе с перепадом около 4 м. Бочка между двумя сливами втащила катамаран и держала несколько секунд. Сложная линия движения, в обход опасных мест.
Несколько проносных бочек. У отдельно плывущего человека шансов спастись почти нет. После порога мост. Этот порог первым проходил Александр Давыдов на каяке. После трехметрового слива его крутило через нос и корму «пропеллером», второе сужение проходилось ближе к краю.
Первопрохождение такого сложнейшего и мощного порога на основной струе на каяке — огромное достижение наших Российских каякеров, да и зрелище незабываемое. Оно дало эмоциональный заряд все группе.

— Участок быстротока с валами и бочками — 300 — 400 м. Встали ночевать на правом берегу , напротив левого притока р.Лексуа Кхола, перед сложным порогом.

N 12 (ТТ).Сложный мощный порог начинается в 200-х м ниже устья притока. Левый берег — стена, 100 м дальше — проходим. Правый — проходим 100 м, дальше стена. В средней части русла остров из огромных камней, выносимых притоком. В правой протоке половина воды падает двумя сливами на 4 — 5 м на 20-ти метровом участке реки. Второй слив упирается в огромный «дом» у правого берега, образуя большой «пузырь». Часть воды проходит где-то под глыбой, а основная часть, повернув на 90 градусов по треку, падает под скалу правого берега двухметровым сливом, образуя глухой котел. Эта протока (ТТТ-). Проходили до конца на- носа вдоль стены левого берега по горке-лестнице, прыгая по валам и бочкам сливов соединившихся проток. Участок быстротока с валами и вторая ступень порога.
Навал на глыбу у правого берега, слева узкий двухметровый слив. Справа — мощный свал воды с большой бочкой, после которой череда бочек и навал на стену правого берега. На выходе из порога мост.

N 13 (Т+).До правого ручья Вонг Кхола участок крутого падения с очень мощными валами и бочками.

N 14 (Т+).От ручья сужение между скалой левого берега и огромным камнем у правого берега. Крутой свал воды с валами и на выполаживании бочка от берега до берега. Перепад около 5-ти м.
— Короткий 70-ти м участок гладкой быстрины и опять порог.

N15 (ТТ-).Сужение с валами и бочками на крутом падении. Перепад на 60 м — метров 6. — Небольшое расширение русла с мощным течением, валы, бочки. Длина участка 250 — 300 м, в середине по правому берегу — скальный бом высотой 50 м. Сразу за стеной правый приток и плавная дуга поворота русла налево и сразу направо. Большие глыбы в русле и на берегу. Левый берег — стенка.

N 16 (ТТ+).Опасный порог 150 — 200 м. На правом повороте несколько полуобливных и обливных глыб, сливы, бочки. На участке 50 м падение 5 — 7 м. Это первая ступень порога. Потом метров 70 концентрированного падения потока, и вторая ступень. В сужении русла между глыб и скальных выходов косые сливы и бочки. Наваливает на глыбу с правого берега. Очень опасно. Без судна человека не пронесет точно. Страховка не эффективна. Прошли одним катамараном, всю остальную «флотилию» обнесли по правому берегу. На площадке в конце порога ночевали.

— Дальше участок 300 м с уклоном поменьше. Отдельные бочки и камни в русле. На дуге левого поворота — начало сле- дующего порога.

N 17 (Т).Сужение между глыб и концентрированный свал воды, после которого большой вал.

N 18 (Т+).Участок 300 — 400 м большого уклона и огромных валов и бочек.

N 19 (ТТ-).Порог. Правый берег — стена. Глыбы в русле сужают поток. На большом общем уклоне сливы и бочки. Длина порога 50 — 60 м.

— Участок быстрины с валами и бочками 200 — 250 м.

N 20 (ТТ-).Порог. Левый берег — стена. На большом уклоне в русле глыбы, между которыми сливы и бочки.

— Стена по левому берегу продолжается еще метров 100, до самого завала. В начале быстроток с валами, затем сильное сужение. За ним подпруженное завалом расширение метров 40.

N 21 (ТТТ+).«Завал N 1». Левый берег — стена, правый — крупноглыбовая осыпь. В русле огромные глыбы, сужающие поток до 3 м. Примерно одна треть воды образует пятиметровый косой водопад. А основная масса воды уходит под глыбы и в воронку выше и правее водопада. За плотиной вода вырывается фонтанами на очень крутую горку, где нет воды, а одна пена, идущая через залитые глыбы. В конце горки не большой правый поворот и опять надводные глыбы в русле. Еще немного ниже опять завал из огромных глыб, под которыми идет вода. Четвертая ступень завала — это высокий, неровный слив через всю реку. Общая длина участка 300 — 350 м с перепадом метров 25 — 30. Нельзя говорить об абсолютной непроходимости всего этого участка. Но это все-таки завал, а не порог. Обносили по тропе правого берега через джунгли, высоко и далеко от воды. Расстыковывали поперечины рамы и каждый баллон обносили отдельно. В условиях крутого склона и густой растительности, катамараны целиком не обнести. Переноска вещей, а затем катамаранов и каяков заняла 3 часа. Ночевали сразу после завала, перед порогом, который можно отнести к последней ступени завала.

N 22 (Т). Порог «Три глыбы». На изгибе русла три большие глыбы водну линию. Между которыми косые проходы 5 — 1 — 3 м шириной. Левый широкий, но в нем самый высокий и косой слив. Проходили в правый проход.

— После порога N 22 русло сужается метров до 20 — 30 и при большом уклоне очень жестким потоком несется около километра через сливы, бочки, валы до входа в скальные щеки с высокими стенами. По правому берегу, очень высоко над водой, можно пройти, но реки не видно. На участке два сложных порога, а «фон» — 5 — 6 к.сл. По малой воде этот участок без обносов, скорее всего, будет непроходим.

N 23 (ТТ).Порог «Брызги щампанского». Небольшой поворот русла вправо и крутая горка со сливами, бочками и валами.
Потом навал на глыбу левого берега, сужающую русло, и мощный слив с пульсаром, из которого бьет фонтан вспененной воды и брызг, летящих вверх на 2 — 3 м. Порог очень красив и необычен.

— Короткий быстроток и следующее препятствие.

N 24 (ТТ).Порог «Шар и пирамида». Две огромные глыбы в начале и конце порога. Одна — почти правильная пирамида, а вторая в форме огромного шара. Сужение русла, большое пaдение навалы на глыбы и большие валуны. Сужение. Кульминация — слив с держащей бочкой и каскад сливов из одной бочки в другую.

— Дальше идет участок с большими валами, несколькими сливами и бочками. Перед левым поворотом, уходящим в щеки, большая глыба, выступающая с левого берега. С правого — начинается стена. На середине правого поворота, левый берег тоже становится стеной.

N 25 (Т+).Череда бочек и навал на глыбу, несколько небольших сливов с бочками через обливняки, уходящих в щеки за поворот. По берегу, вдоль воды, прохода нет. Ниже, под правым берегом, в реке лежат большие камни, между которыми узкие проходы, а вода отжимается под левый берег и уходит в правый поворот. На стену левого берега навал, после которого мощный косой слив от берега до берега, мощ- ная бочка. После поворота стена чуть отходит от воды и есть заберег вдоль воды, под левым берегом, на который можно причалить.

N 26 (Т).Участок 200 м с несколькими сливами и бочками между глыб в русле. Уклон не очень большой, но бочки мощные. В конце участка на полке правого берега ночевали.

Весь пройденный участок от начала сплава до выхода из щек, в целом можно оценить как участок 6-ой категорию сложности. Хотя отдельные пороги оценены и ниже, но это в общем сплошной каскад, где препятствия идут непрерывно одно за другим. Страховка затруднена, а самосплав не допустим.

От препятствия N 26 характер реки меняется: уклон уменьшается, увеличивается ширина русла, падает сложность препятствий. Это чувствуется сразу. До верхнего Нумского моста сплавлялись почти без разведки. Сомнение вызвало только одно место, которое было осмотрено. Канатная переправа через реку, ниже которой (но значи- тельно выше от воды) пешеходный мост. Справа на берегу п.Uwa, с воды не виден. Посреди реки, поросший лесом, остров. Причалили к левому берегу на отмель. Все это на дне глубокого ущелья.

N 27 (Т+).Порог в протоках вокруг острова. Правый рукав сложнее (ТТ-) и начинается большой бочкой, дальше сильный уклон и в русле видны глыбы, нужно осматривать по правому берегу. Левый рукав имеет в начале меньший уклон, но длиннее и заканчивается двумя сливами с бочками. Сливы под углом 70 — 80 градусов.

— Дальше река сворачивает в лево, препятствия — локальные сливы, бочки, валы — все просматривается с воды. Сложность участка 4 — 5 категории. Ночевка и дневка на базе геологов у моста, разведка ущелья до второго Нумского моста.

За 4 — 5 км до верхнего Нумского моста река входит в самое красивое ущелье маршрута, которое тянется примерно до правого притока Aabsuva Khola. Крутые стены, часто совершенно отвесные, поросшие тропической растительностью, мхами и лианами, свисающими иногда на сотни метров. Обилие водопадов и очень сыро. Непроходимость вдоль воды насквозь делает этот участок психологически очень тяжелым, а сложные пороги — опасным. Обилие притоков заметно начинает прибавлять расход воды в реке.

Ниже первого Нумского моста 100 — 200 м валов и правый поворот, что там дальше не видно, а берег непроходим. С большой высоты, местами с одного берега, а местами с другого, удалось рассмотреть, что собственно ничего страшного там и нет. Метров 800 до левого поворота быстрина с валами. На повороте начинаются скалы в русле слева и справа — это ориентир.

N 28 (ТТ-).Порог. Уклон резко возрастает и метров 300 участок валов 2 — 3 м и мощных бочек. Есть варианты прохождения, т.к. ширина русла приличная. Финал порога — слив по середине реки с огромной бочкой и узкий слив у правого берега высотой больше 2-х м.

— Метров 300 ниже еще порог. При малой воде, наверное, станет непроходим для катамаранов. Ориентиром служат желто-красные глыбы на левом берегу. Начало порога сразу от глыб.

N 29 (ТТ). Опасный порог. Начинается сильным увеличением уклона, валы, бочки. В конце горки река перегорожена глыбами. В потоке ближе к правому берегу лежит огромный «чемодан», сужающий русло. Левый проход закрыт тремя глыбами, между которыми негабаритные проходы. Справа река делает крутой трек между «чемоданом» и берегом, а дальше, наваливая на два рядом стоящих камня, один из которых обливает полностью. Через эти камни косой слив и бочка. Дальше посте- пенно затухающие валы. Один из катамаранов сильно навалило на камень в потоке. Каяки проходили выходную часть вдоль правого берега.

— Дальше мощный быстроток с большими валами и бочками. Немного не доходя до правого поворота препятствие, которое надо выделить.

N 30 (ТТ). На общем фоне валов и бочек сложный свал воды. Образуется глубокая яма и сильно держащая бочка. Оба катамарана затапливало полностью и надолго. Если туда попадет человек, то точно утонет.

— Дальше до второго Нумского моста (это мост через который идет тропа на Макалу) мощный поток с валами, бочками и свалами воды через обливные глыбы. Ночевали чуть ниже моста на правом берегу, расчистив от камней площадку. Следующее пригодное для лагеря место между завалом и правым притоком. По расстоянию немного, но участок требует разведки, которая отнимает много сил и времени, т.к. часто приходится высоко обходить через джунгли короткие скальные бомы. На участке сложный порог, расположенный в 200 — 300-х м ниже моста. Справа чистая от растительности высокая осыпь и небольшой левый поворот.

N 31 (ТТ). Заход между глыб в русле и сужение потока между стеной левого берега и нагромождением глыб с правого. В сужении крутой слив, ниже которого горка с валами и бочками, упирающаяся в обливную глыбу у левого берега, ближе к правом берегу косые сливы и мощная бочка.
— Дальше идет участок метров 300 — 400 быстротока с валами, правый приток и ниже в 100 м — огромное улово, из которого вправо высокий слив — это вход во второй завал.

N 32 (ТТТ). Второй завал. Начинается сужением с высоким сливом, затем поворот налево, на совсем уже крутую горку, где одна пена, скачущая через и между больших глыб. Падение на второй ступени метров 10. Дальше на небольшом правом изгибе русла сильное сужение, высокий, но пологий слив и огромная бочка от берега до берега. В этом месте — левый берег стена. Это препятствие можно называть завалом, прорывом или порогом, оно потенциально проходимо, но большой мощи и опасности. Наша группа взвесив все «за» и «против» отказалась от попытки прохождения. Обнос по осыпи и большим глыбам правого берега 200 м.

— Дальше короткий быстроток с валами и мощный опасный порог, тросово-лиановый мостик через Арун, до которого один катамаран обносили и ниже поставили на страховку.

N 33 (ТТ+). В русле, слева и справа, лежат огромные глыбы. Заход в порог — это слив между торчащих над водой полуобливных обломков скал. Дальше посередине русла большая глыба, после нее сильный навал на берег и треугольную глыбу, стоящую в центре сужения русла. По сторонам глыбы крутой трек большого уклона, в конце которого бочка и валы. Перепад на пороге большой. Для жизни отделенного от судна человека, порог представляет повышенную опасность. Заход в порог по основной струе, идущей под левым берегом через косой слив и мощную бочку, чреват переворотом на любом судне.

— Ниже моста метров 100 быстротока и следующий порог.

N 34 (Т+). На входе косая бочка и навал на обливные камни справа, а немного ниже мощная бочка. Порог длиной метров 70. Дальше короткий быстроток и очередной порог.

N 35 (ТТ-). Довольно длинный участок, который можно назвать одним порогом. В сужениях высокие сливы с мощными бочками, разделенные короткими быстротоками с валами. Просмотр затруднен выдающимися в поток большими глыбами, которые надо обходить по густым зарослям крутого склона. Встали на ночевку на неудобном месте, высоко от воды на правом берегу среди больших глыб. Немного ниже поворот на право, перед ним начинается порог.

N 36 (ТТ).Сильный порог. Кульминация в сужении между стеной правого берега и выступающей скалой левого на самом повороте навал влево и косой слив с мощнейшей бочкой.

— Дальше метров 400 — 500 гладкой быстрины до правого притока Aabsuwa (по другой карте — Chhayang Khola) с домиком и мостом через приток. Издалека виден мощный вал выноса притока. Левый берег крутая стенка, высотой более 100 м, поросшая растительностью. Сразу за прито- ком наносной остров и в протоках порог.

N 37 (Т). Порог проходили по меньшей правой протоке. Много некрупных камней, между которыми маневр, валы, бочки, а в конце протоки — слив и бочка. Левая протока (ТТ) значительно мощнее, с боем в стену левого берега и большими косыми валами и бочками. Детально посмотреть очень сложно.
— Дальше быстроток с валами метров 200 и порог.

N 38 (Т+). Довольно мощный порог с бочкой, которая держала и трепала катамараны. Бочка справа, а в середине галечный нанос, через который слив вдоль реки. Правый берег стенка непроходимая вдоль воды.

— Участок быстротоков с валами и на правом повороте катамараны попали в бочку, которая держала и «жевала» очень долго (ТТ — N 39). Место это было не видно с берега, т.к. вдоль воды не пройти, а при осмотре сверху вниз по течению на большом уклоне перепад сгладился и не был замечен. Немного ниже левый плавный поворот реки, уклон заметно увеличивается, в русле большие камни. Чалка и разведка по левому берегу.

N 40 (Т+). На большом уклоне валы и бочки через обливняки, в русле большие глыбы, между которыми сливы. Река широкая.

— Дальше участок быстрины с валами и бочками. В русле отдельные глыбы. Минут через 10 — 15 сплава хорошее место для стоянки на левом берегу — ночуем. Немного ниже ночевки, в конце левого плавного поворота у левого крутого берега, видны крупные обломки скал в воде перед ними трудная чалка к левому берегу, по которому осмотр.

N 41 (ТТ). Порог. Камни в шахматном порядке лежат в русле, между ними сливы. Явно просматриваютя три. Общее падение воды в пороге 6 — 7 м, при длине порога метров 60. Сливы немного косые, после них разворачивает, на выходе большая бочка.

— Несколько ниже на левом берегу виден огромный оползень. Часть склона съехала в реку, наверное в этом году. Голый участок склона виден из далека. Немного выше него, с правого берега, впадает ручей и чуть ниже правый склон становится непроходимой вдоль воды стеной. В угловатые, неокатанные глыбы, возвышающиеся над водой на несколько метров и закрывающие обзор реки. Это начало очередного порога и отдаленный ориентир сложнейшего участка, кото- рый примерно в километре ниже.

N 42 (ТТ-). Порог длиной метров 150 — 200. В реке большие глыбы, расположенные в шахматном порядке, создающие подпор воде. Обзор затруднен и сильно ограничен. Навалы на глыбы, узкие проходы, сливы и мощные бочки. Порог вдоль всего оползня и еще немного ниже.

— Около километра быстротока с двумя крутыми перекатами. Русло широкое. После второй горки-переката русло начинает сужаться и появляется подпор воды. После левого поворота в русле глыбы и на правом изгибе начинается порог. В нижней части порога, на террасе правого берега ночевали.

N 43 (ТТТ-). Порогу дали название «Длинный». В малую воду он, наверное, распадется на три отдельных порога.
Начинается маневром между камней и сливом через всю реку. Ниже слива река представляет собой лестницу с бочками. Первое ключевое место — это вдающаяся в поток глыба справа, на которую сильный навал и от уровня которой косой слив и бочка. Дальше еще пара сливов, навал на глыбу от левого берега, бочка с пульсаром и ниже, по середине реки, полуобливное ребро скалы. Справа от этого ребра слив и котел, почти без выноса поверху, а слева пологий слив с валом. Ниже череда бочек и валов, уходящих в плавный поворот направо, на котором надводные глыбы в русле. После глыб опять валы и второе ключевое место — сужение русла со сливом и огромной ямой, ниже которой опять валы и бочки до боль- ших глыб. Между глыбами проходы со сливами. Дальше еще метров 150 участок валов, сливов и бочек. Оба ключевых участка хорошо засняты на видеокассету. Потратили массу времени на изучение порога и организацию хоть какой-то страховки.
Ниже второго ключевого места с одного из катамаранов, оборвав упоры, смыло носового гребца. Брошенным с судна спасконцом, человек был подтащен к катамарану и вытащен на борт. Зачалились в конце порога в полном составе. Это было единственное попадание человека в воду на всем маршруте. Порог проходили после ночевки, со свежими силами, без промежуточных зачаливаний. Дальше идет метров 150 быстротока с валами и очередной порог.

N 44 (ТТ-). Короткая горка с валами, в конце которой под левым берегом огромный обливняк, а рядом с ним — мощнейшая косая бочка. Немного ниже правый приток — ручей, от которого начинается очередной порог.

N 45 (Т+)- (ТТ-).Порог «Трезубец». Размытый тремя протоками селевой вынос ручья образует подпор воды. Сильно засоренное камнями русло, сливы, бочки, плавный левый поворот. И в месте слияния проток правый берег становится скалой, под которой череда мощных бочек.
Проходили порог по левой протоке. От этого порога вдалеке виден высокий многоступенчатый водопад с левого берега. Ниже водопада хорошая стоянка. В полукилометре ниже места ночевки правый приток р.San- khuwa Khola, на правом берегу которого п. Kumaltar. В 200-х м от посека мост через Арун. Весь этот участок имеет однообразные препятствия — локальные бочки, валы и невысокие сливы. Все просматривается с воды, уклон приличный, сложность препятствий оцениваем не выше Т+. Несколоко выше могут быть оценены только два препятствия.

N 46 (ТТ-). Мощная бочка через всю реку в 100 м выше притока.

N 47 (ТТ-). Порог немного ниже притока. Повышение уклона, камни в русле, сливы, валы и бочки. Длина 100 — 150 м.

— После моста через Арун еще два порога, которые можно оцeнить Т- , и немного выше п. Chandanpur река совсем успокаивается. Описывать коммерческий маршрут международной классификации (4-) не имеет смысла. Hадо сказать что ущелье очень красивое, дров и стоянок много, поселки высоко от реки. На некоторых нижних порогах макало с головой, но все они достаточно безопасны т.к. между ними спокойные участки.

 

Начало сплава: выше правого притока .Barun Khola (место называется Namche) Окончание сплава: п.Чатра 30.09.96 — 03.11.96