Таганок - рязанские путешествия, приключения, экспедиции.

Таганок - основной раздел => Снаряжение => Тема начата: А.Марков от 19 Октября 2009, 00:21:22

Название: Электричество в походе
Отправлено: А.Марков от 19 Октября 2009, 00:21:22
Предлагаю здесь обсуждать и делиться ноуХау по добычи и использованию электричества в походе.

Честно говоря, я не специалист в этой области, а больше практик, т.ч. если кто что научно обоснует было бы интересно. 
<rtfm>Сразу предупреждаю, что не правильное подключение может вывести из строя технику на которой вы решитесь экспериментировать, если вы не знаете о полярности напряжения постоянного тока, Вольтах и т.п.  лучше дальше ни читайте. Если подключите не правильно всё нафик сгорит синим пламенем <<skull>>
И всё же решил поделиться с очень простым способом зарядки аккумуляторов (из последних походов понял что ни кто, из моих товарищей, об этом методе не знает) Меня ему научил Сотников Петр(г.Обнинск)- За что ему большой спасиб
  Итак, Перелив электричества в походных условиях из разных сосудов :)
Принцип простой. Аксиома: У любого аккумулятора есть + и - на эти контакты подаёщь напряжение на 1 вольт больше номинала аккумулятора, он и заряжается.
Отсюда возникают вопросы, где взять эти самые вольты которые нужно подать на аккумулятор. Я их беру из любых батареек. Доказано практикой, неоднократно. Например, Пётр, в своё время брал в поход большие круглые батарейки и собирал из них схему, запитывал проводами на аккумулятор видеокамеры Sony и оставлял на ночь. На утро аккумулятор был полностью заряжен, а батарейки позволяли делать ещё несколько циклов зарядки полностью отдаваясь за ночь. На последнем путоранском походе мне потребовалось зарядить свой телефон Sony Ericsson W700i, аккумулятор 3,6Вольта. К счастью у меня с собой была зарядка. Я перерезал провод. Там красный и чёрный проводок, ну соответственно красный +, подумал я. Собрал батарейки АА севшие за время похода на ЖПС 1,5 Вольт 4 шт, получил около 6 Вольт. Был небольшой риск, т.к. блок питания телефона выдавал 5 Вольт по паспорту, но учитывая что батарейки основательно поработали в ЖПС навигаторе и 6 Вольт не выдавали, я подал их напряжение на соответствующие провода. Телефон ожил показывая начало зарядки.Оставил на ночь. Утром аккумулятор полностью зарядился. Таким образом, из казалось бы использованных в навигаторе АА батареек, я несколько раз зарядил свой аккумулятор телефона.
Тут начинаются хитрые вопросы, про зарядку Li-Pilimer и тому подобных аккумуляторов у которых больше контактов чем + и - . Честно скажу не знаю. Но мы пробовали заряжать аккумулятор фотоаппарата Canon 5D просто  соединив + и - он тоже зарядился,  ни так сильно как хотелось, где то на половину. Простой выход вижу в том, что надо отрезать от зарядного блока питания провод, если есть такой и он двух жильный, дома тестером проверить полярность и напряжение требуемое для зарядки, а в походных условиях собрав соответствующие батарейки подключить к ним провода.  Надо учитывать, что при снижении температуры все аккумуляторы сильно ослабевают и если ночью температура близка к Нулю градусов, то особо зарядить не получится. Тут я бы посоветовал взять эту конструкцию в спальник. И вообще аккумулятор на холоде лишний раз ни оставляй-сядет.
 Наивно надеяться, что с помощью маленьких батареек можно зарядить большой аккумулятор. Подчёркиваю, большими круглыми батарейками заряжали относительно большой аккумулятор для видеокамеры, а маленькими"пальчиковыми АА" соответственно маленький у телефона. Тут дело в токе зарядки, а эта область для меня покрыта мраком и в походных условиях не изучена. 
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: etiainen от 19 Октября 2009, 02:18:37
Добрый день.
 
Тему добывания электричества в походе копаю уже года четыре.
Считаю, что ключевой вопрос тут - преобразователь/стабилизатор напряжения.
Правильный преобразователь с высоким КПД, стабилизатором с опорным напряжением и электронным ограничением тока  - сердце любой походной энергетической установки.
Питать его можно от чего угодно - от элементов Пельтье, солнечных батарей или от динамки.

В велосипедные и водные походы, если вес не критичен, брал с собой аккумулятор 12 V  7,5 Ah, от бесперебойника.
Весит много, но хватает его недели на три, при этом заряжает он КПК с GPS, мобилку, видеокамеру, сотовый и фотоаппарат. Ну, иногда и девайсы моих коллег.
Если вес критичен (заброска самолетом, пеший поход), вместо аккумулятора брал с собой футлярчики для батареек. Два четверных футлярчика, соединенные 
последовательно, дают как раз 12 вольт.
Батарейки покупал по месту прибытия.

Для того, чтобы заряжать все это, спаял простой преобразователь напряжения на ШИМ-контроллере MC33063 по схеме step-down из даташита.
Регулируя переменный резистор в обвязки микросхемы, я получаю любое напряжение в диапазоне  от 2,5 до 11 вольт.
КПД при этом получается 75-84%, близко к расчетному. 
Минусы - микросхема без мощного транзистора на выходе обеспечивает малый выходной ток - 500 ма максимум,
а для запуска, например, видеокамеры, требуется 1,5 а в пике. Добавление транзистора на выход схемы значительно снижает КПД.

Года два назад разжился солнечными батарейками (2 дм2, 2х3V, 2х1 вт). Проверил их показатели. Очень сильно меняется напряжение по сравнению с аккумулятором.
Нагрузка здорово "просаживает" батарею, что естественно.
При исходном Uхх=6V, находясь перпендикулярно лучам солнца в обед в августе, мои 2 дм проседали до трех вольт при токе нагрузки 200 ма,
хотя расчетное напряжение должно было примерно быть вдвое больше.

Итого, сборка из солнечных батарей, подобных моей, должна иметь площадь от 8 дм2 (40х20 см ), для обеспечения более-менее надежного питания.
Для такого источника питания нужен новый преобразователь с более широким диапазоном входных напряжений (и возможно, с переключателем step-up/step-down).
Минусы - в пасмурную погоду солнечная батарея превращается в футуристический коврик.

Теперь о "всепогодных" генераторах.

Добывание энергии ручными динамками считаю занятием для тех, у кого много свободного  времени в походе (у меня его почему-то нет). Исключение - велодинамки
и всякие экзоскелеты, которые берут энергию ходьбы и крутят ею генератор.
Под велосипедными динамками, я имею в виду, конечно, не китайские фрикционные хреновины родом из 60-х годов, а втулки колес с генератором внутри,
например, Shimano Dynohub. Буду покупать себе такую втулку.

Есть еще элементы пельтье. про них неплохо написано тут - http://www.proofexists.clan.su/publ/2-1-0-21
Был еще, помнится, серийный чудо-ковшик, для костра, из ручки у которого  шли проводки, но сейчас я что-то не нашел ссылок. полуркайте-ка.

Собственно, и все, что я хотел сказать (С).

ЗЫ: хотел расширить данную тему обсуждением такого больного вопроса, как свет на велосипеде, но как-нибудь в другой раз.
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: Shtain_xXx от 19 Октября 2009, 11:44:40
Предлагаю здесь обсуждать и делиться ноуХау по добычи и использованию электричества в походе.
Насчёт добычи ничего не скажу, а вот использовать электричество в походе можно очень даже хорошо - например лечить голову неадекватных участнеков группы.
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: kondrakov от 19 Октября 2009, 13:11:28
Периодически интересуюсь тем же вопросом и пришел к выводу, что нужно сохранять у же заряжение.
Из моего опыта:
- телефон беру philips xenium: 2-3звонка-sms в начале маршрута, в середине и в конце, остальное время выключен - привожу через месяц полную батарею домой
- фото и gps 4 АА аккумулятора 2600, стараюсь держать в тепле, хватает с лихвой на 300фоток и более
- видео беру два аккумулятора, которые отключаю постоянно после съемки удается отснять 1,5-2ч для сцен по 10-15сек обмонтироваться.
И не надо таскать батарейки и солнечные батареи <<mount>>
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: etiainen от 19 Октября 2009, 20:12:39
2 кондраков:
 
телефон у меня тоже philips xenium 9@9k. с ним никаких проблем нет.
а вот КПК ( не могу без книжки на ночь + гпс ) и велосипедная фара постоянно требуют зарядки.
в темное время в горах без фары и убиться можно.

300 фоток - это что-то маловато.
в недавнем походе я отснял 2 кассетки DV, и еще от одной бы не отказался, если бы не сел аккумулятор,
а мои спутники настреляли  ~ по 800 фоток. так вот, зеркалке canon 20d хватило аккумуляторов до конца похода, а
Panasonic LX1 приходилось заряжать через день, несмотря на запасной аккумулятор.
походу цифрокомпакты сильно прожорливей зеркалок.
обычные мобилки тоже садились через день. любит народ поговорить

все эти заряжания в кафешках посреди дневных перегонов я предпочел бы делать у костра вечером на стоянке, от общей энергетической установки, а
не ждать час в светлое время, пока зарядится аккумулятор.
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: KiloVolT от 19 Октября 2009, 21:24:26
Мой опыт:
Телефон самый обычный. Просто выключаю, когда не нужен. Месяц отлично живет.
Вся техника на обычных батарейках. Аккумуляторы не ношу.
Комплекта из 4 батареек хватает моему Canon S3IS примерно на 400-500 снимков. 2 комплекта и мои пожелания перекрыты с запасом.
Пробовал подзаряжать от батареек, но неудобно получается.
Как мне кажется заряжать  аккумуляторы от каких-либо источников дело практически бесперспективное(разьве что в базовом лагере).
Солнечные батареи слишком нежны, объемны и тяжелы, динамомашины - вариант исключительно велосипедный и то далеко не всегда приемлемый.
Остаются элементы Пельтье, но удеьная мощность на килограмм веса очень мала... да и огонь далеко не везде халявный...
Короче говоря мой вариант - техника, работающая от батареек изначально. Или зарядка специфичных аккумов от тех же батареек. Но такая зарядка очень критична к условиям. При низких температурах даже щелочные батарейки не могут отдавать большой зарядный ток и сильно теряют в напряжении(химия, однако!).
2 etiainen
А ты вместо КПК электронную книжку возьми - у них ресурс бешенный - своя технология экрана+ отсутствие подсветки.

Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: etiainen от 20 Октября 2009, 10:06:58
2kilovolt:

Ты имеешь в виду традиционные электронные книги, или e-Ink?
Опыт их использования у кого-нибудь есть?
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: KiloVolT от 20 Октября 2009, 10:42:06
Не знаю точно название технологии ибо сам не владею, но у знакомых есть..
Работает довольно долго.. и выглядит приятно. В экстремальных условиях не использовал.
Спрошу, что у них за книжка и тогда будет понятно о чем впечатления.
Единственный замеченный минус - встроенный аккум и зарядка от USB.. но думаю это решаемо...
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: А.Марков от 20 Октября 2009, 11:19:03
По поводу электронных книг на основе e-Ink. Есть у меня такая штука Orsio.... ( http://market.yandex.ru/model.xml?hid=2417247&modelid=4530223&clid=502 ), в поход не брал, но дама заряда на неделю хватает если в день читать где то по 2 часа. Заряжается от 5 В, если не ошибаюсь. Сначала подглючивала - зависала, но после смены прошивок стала работать очень устойчиво( виснет крайне редко и при чтении с SD карты). Зарядка по  USB как от ПК так и своего БП - решается в походных условиях как и с телефоном (выше описывал-оборвал провод определил + и - и заряжай, дома обратно примотал изолентой и усё) Полагаю, подобные сони понадёжней в плане зависаний и по стильней, если кому то это важно.
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: etiainen от 21 Октября 2009, 11:59:57
Наткнулся тут на чудесные li-ion аккумуляторы, появления которых ждал давно.

http://www.led777.ru/index.php?cat=23

Размер, как я понял, чуть больше пальчиковой батарейки.
по емкости в 2 раза больше любого Nimh аккумулятора. вес - меньше.
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: А.Марков от 21 Октября 2009, 12:23:19
Интересные акумы, а чем их заряжать? есть штатный зарядник, ни в курсе?
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: etiainen от 22 Октября 2009, 09:42:22
2марков: Там же , на сайте, продаются зарядные устройства.
и еще там есть аццкий фонарь - 900 лм. это уже почти автомобильная фара.
Он, я думаю, неплохо подойдет для подсветки видео.
Ну и спелологам тоже (ау, Янаки).
http://www.led777.ru/product_info.php?products_id=101

Засада в том, напряжение 3,7 V сильно нестандартное. придецца преобразовывать.
Название: Электричество в походе
Отправлено: FiveForMe от 19 Ноября 2009, 00:13:50
У меня есть большая проблема. На даче часто не бывает электричества, давно лелею мечту поставить бензогенератор. Только не сталкивался с ними, хотелось бы подобрать какой-то не китайской разработки и сборки. Хотел бы что-то надежное. Может, кто-то подскажет?
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: vikulin от 08 Декабря 2009, 15:16:41
обнаружил в продаже такое зарядное устройство: GP XPG02
всталяешь две батарейки АА, на выходе USB разъём. заряжает всё, что заряжается от USB, плюс имеет переходники для разных телефонов.
это, правда, не решает вопрос зарядки аккумуляторов для фото/видео.
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: IKS от 30 Июля 2010, 02:07:19
у нас пока, в основном, идеи  O|
http://kat2.ru/ext/frm/viewtopic.php?f=5&t=694&start=0 (http://kat2.ru/ext/frm/viewtopic.php?f=5&t=694&start=0)

если у кого есть или знаете где взять легкий шаговый двигатель на 12В 2-4А, дайте, пожалуйста, знать  ;). 
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: Ситников А. от 30 Июля 2010, 13:50:21
У меня есть большая проблема. На даче часто не бывает электричества, давно лелею мечту поставить бензогенератор. Только не сталкивался с ними, хотелось бы подобрать какой-то не китайской разработки и сборки. Хотел бы что-то надежное. Может, кто-то подскажет?
На фестивалях часто ими приходится пользоваться. В России почти все товары из Китая(в том ч. и бензогенераторы). Европейские, Японские товары, намного дороже. Есть еще товары Российской сборки. Это фактически тот же Китай. Готовые блоки, корпус привозят из Китая, а у нас просто эти блоки впихивают в корпус. Качество при этом еще хуже Китайского. Когда выбираешь нужную вещь, нужно обратить внимание на фирму(в первую очередь). Если это японская, европейская, американская фирма, то товар должен быть качественный. При условии того, что сделан он на заводе этой фирмы. А где расположен этот завод в Китае, Таиланде уже другое дело. Чем беднее государство, тем дешевле раб сила, тем дешевле продукция, тем хуже сборка. Часто попадается китайская подделка под фирму, качество ее конечно дрянь, и цена копейки. Ясно, что это сделано не на заводе с японским оборудованием, а на китайском заводе с устаревшим оборудованием. Как правило, вещи похожи только внешне, а начинка, металл и тд. совсем другие.  Чисто китайские генераторы работают очень шумно, бывают перебои, броски электричества. Бывают генераторы, которые сделаны в России, или Китае, но с японскими движками. Они и по цене приемлемы, и по качеству надежные. И бензин они  потребляют умеренно. В любом магазине вам все объяснят. Нужно только зайти в несколько магазинов, для сравнения. Покопайтесь в инете, на форумах интернет магазинов.
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: Shtain_xXx от 30 Июля 2010, 15:18:21
Подскажите где в рязани найти китайский бензогенератор! Одни немцы и японцы. А мне страсть как нужен китаец.
Название: Re: Электричество в походе
Отправлено: etiainen от 08 Сентября 2010, 10:27:03
Электрооборудование на велосипеде.
Переделал электричество на драндулете перед Крымом.
За основу взята автомобильная схема электропитания, тупая, но надежная.

Теперь спереди стоит генераторная втулка Shimano Light Hub, от нее через выпрямитель на диодах Шоттки запитан свинцовый акуумулятор 6 в.
Генератор можно отключать от основной цепи, когда аккум заряжен.
Аккумулятор и кондер на выходе выпрямителя будут гасить скачки напряжения при включения генератора с холостого хода.
Параллельно подключен линейный преобразователь на 5 В с КРЕН 1158 Lowdrop. Он питает КПК и телефоны через разъем miniUSB.
Фары теперь две - прежняя на светодиоде Cree и галогеновая 6 вт на случай ночного спуска с перевала (Греция показала, что узкого пучка сильно недостаточно).

В планах сделать зарядку для нетбука, но там придется делать повышающий трансформатор или DC-DC из-за того, что напряжение питания ноута - 12-18 в.
Думаю, что будет эффективнее - DC-DC с КПД 80% или транс с непонятным КПД из-за меняющейся частоты тока.