Европейская часть России

Водный поход по реке Пре (Макарово-Деулино)

Михаил Мартышов
28 июня — 1 июля 2007 г. Водный поход по реке Пре (Макарово-Деулино).

Карта реки Пра

Река Пра является популярным местом для водных путешествий на байдарках. Всякий раз, когда летом мы ездили с палатками отдыхать на эту речку, мы видели каждый день более десятка байдарок, проплывающих мимо. Видеть их можно с весны по осень и наверное в любую погоду. Начинать путешествие можно с великих мещерских озёр, откуда и берет своё начало река Пра и, пройдя всю речку, выйти в Оку. Мы для начала решили выбрать участок реки от Макарово до Деулино, который, на мой взгляд, является самым популярным.В наличии была только довольно старая каркасно-надувная лодка Ока, сделанная в Рязани. Конечно это не байдарка и поэтому мы решили выделить на путешествие 4 дня (байдарочники обычно проходят его за 3). В этом отчете я расскажу о нашем первом опыте водных путешествий. Надеюсь, он окажется полезным и интересным для любителей Рязанской Мещеры.

1-ый день (сплав 6 часов)

Рано утром меня и Дениса привозят на место сплава. Мы решили начинать наше путешествие не из Спасс-Клепиков, т.к. вначале Пра течет по полям и деревням, а для нас было намного интересней оказаться в глухих мещерских лесах. Поэтому стартуем из деревни Макарово, рядом с мостом через речку. На сбор лодки уходит не более 20 минут, в 7:40 уже выплываем. С погодой нам повезло, тепло и солнечно. Плывём, потихоньку подгребая вёслами, наслаждаемся природой и тишиной. Проплывая деревню Подгорье, успеваем завязать достаточно длинный разговор с одним из местных мужиков.

После этого мы понимаем, что плывём слишком медленно. Всё-таки у нас не байдарка, а обычная лодка, а скорость течения реки всего около 2-3км/ч.

Постепенно вдоль берега начинают появляться островки соснового леса. На берегу изредка встречаются рыбаки.

Место сплава

Первые островки леса

Чайка

В 10:00 проплываем деревню Взвоз. По правому берегу начинается лес. Из-за поворота неожиданно появляется высокий берег со стоянкой.

Останавливаемся, чтобы осмотреть место. Стоянка сразу поражает своей красотой. С высокого берега открывается отличный вид. В этом месте на реке есть небольшая заводь.

Первая стоянка в лесу

Заводь у стоянки

Вид сверху

После этого месте Пра течет по лесам. В воде попадается большое количество упавших деревьев. Падают они во время разлива, когда потоки воды размывают берег. Некоторые из них полностью скрыты под водой и только бурунчики на поверхности воды предупреждают об опасности. Через некоторое время река раздваивается. Рыбаки на берегу сообщают нам, что плыть нужно по правой канаве. Основное русло, проходящее слева, завалено деревьями. Однако, канава эта оказывается мелкой, приходится несколько раз вылезать из лодки и проносить её по песку. В 12:00 подплываем к Заводской Слободе. Перед мостом длинный прямой участок со слабым течением, а из-за сильного встречного ветра скорость сильно падает и кажется, что совсем не движемся. Мост здесь достаточно серьезный, проплывается без проблем. Заводская Слобода это последняя деревня до Деулино, которую видно с воды, дальше ориентироваться становится сложнее. Сразу после Заводской Слободы встаём на стоянку на правом берегу чтобы пообедать и отдохнуть.

Обнаруживаем, что Мегафон и МТС здесь уже не ловят. После обеда плывём около часа и в 15:30 встаём на стоянку на правом берегу, предположительно недалеко от озёр Орос и Шуя. Осмотрев стоянку решаем остаться тут на ночлег, ставим палатку под небольшим дубом.

Мост в Заводской Слободе

Стоянка на левом берегу

Место первой ночёвки

Мимо нас проплывает несколько групп байдарочников, одна из которых достаточно большая. Вечером проходит короткий дождик, после которого воздух становится очень свежим и пейзаж наполняется необычными красками. Немного перекусив и отдохнув решаем половить рыбу. Рядом со стоянкой от берега отходит полуостров длиной около 3 м., за которым совсем нет течения и достаточная глубина. Здесь мы и забрасываем свои удочки.

На границе течения один за одним клюют мелкие окуни, не больше пальца длиной. И только ближе к сумеркам попадается подлещик на 200-300гр. Во время ловли наблюдаем, как на противоположном берегу ондатра срезает кусты травы и плывёт с ними вверх по течению. После 3 таких заплывов я решаюсь всё-таки сбегать за фотоаппаратом и запечатлеть это животное. Клёв постепенно пропадает и мы идём готовить ужин.

После дождя

Ондатра

Итог вечерней рыбалки

2-ой день (сплав 5 часов)

Утро — самое лучшее время на Пре. Туман, поднимающийся с воды в лучах солнца, создаёт восхитительный пейзаж. Проснувшись в 6:30

утра и выглянув из палатки, я наблюдаю замечательную картину. Желание продолжить сон моментально проходит и я вылезаю из палатки, чтобы насладиться этим видом.

Немного пофотографировав я снова пытаюсь ловить рыбу, но не очень удачно. Денис тоже выходит из палатки, но не впечатлившись моим уловом, уходит досыпать. Ловились мелкие окуни и плотва, которых мы сразу отпускали. Позднее удалось поймать язя на 200гр, которого вместе со вчерашним подлещиком мы зажарили на костре. Поев рыбы и сухофруктов с чаем, мы решаем искупаться. Место для купания оказалось просто отличным: немного слева от стоянки река сужалась и в этом месте было хорошее дно и глубина до 2м. После купания мы собираем вещи и выплываем в 11:30.

Рыбалка "в лесу"
Рыбалка «в лесу»

Неизвестный цветок

Береговая растительность

Погода постепенно начинает портиться. Небо затягивает белая пелена, которая со временем становится всё темнее. Хороших стоянок попадается достаточно мало. Через 3 часа подплываем к первому завалу. Справа от него был небольшой проход, по которому удалось провести лодку.

После обеда становится совсем пасмурно и вскоре начинается дождик, который постепенно усиливается. Никакой защиты от дождя у нас не было и поэтому мы в спешке начинаем искать место для стоянки. В 16:40 причаливаем к небольшой стоянке на левом берегу за несколько километров до деревни Ольгино.

Стоянка не очень понравилась, но из-за непрекращающегося дождя приходится остаться здесь. Поставив палатку я сразу ложусь спать, а Денис готовит ужин. Дождик кончается только к 8 часам и настроение немного падает.

Упавшее дерево

Первый завал

Место второй ночёвки

3-ий день (сплав 8 часов)

На третий день позволяем себе выспаться, встаём уже после 9 часов. Собравшись и позавтракав, выплываем в 11:15. Через полчаса садимся на мель. Основной поток воды здесь проходит справа от небольшого острова, но этот проход завален деревьями. А часть реки слева от острова шириной в несколько десятков метров имеет глубину не более 20 см. К 13:00 подплываем к завалу перед д. Горки, проплыть здесь невозможно. Приходится нести лодку по правому берегу к небольшой протоке, через которую можно вернуться к реке. Мост у д. Горки также непроходим, обнос справа. Хочу отметить, что никаких горок ни в самой деревне ни поблизости нет!

Отмель
Коряги
Мост рядом с д. Горки

Сразу после Горок по правому берегу много мест для стоянок, однако в выходные они обычно все заняты. Удалившись от моста на несколько километров по левому берегу показывается самая знаменитая стоянка — приют «У комариной клешни». Знаменита она тем, что на берегу здесь стоит несколько десятков «идолов», сделанных в разное время посетителями этой стоянки. Название дано не случайно, тут начинаются самые комариные места. Останавливаемся, чтобы посмотреть на народное творчество.

Идолы

В этот день нам хотелось пораньше встать на стоянку, поэтому после 15 часов начинаем подыскивать подходящее место. Но хороших мест попадалось не так много, либо мы очень требовательно относились к выбору стоянки. Нам оставалась всего одна ночевка, а хотелось еще нормально половить рыбы и приготовить уху. Поэтому стоянку оценивали еще и с точки зрения перспективности рыбалки. Несколько раз мы останавливались и осматривали место, но постоянно было ощущение что это «не то» и мы плыли дальше. В итоге поиски стоянки затянулись. Полноценного обеда мы в этот день не устраивали и питались только конфетами и сухофруктами, поэтому к вечеру уже очень сильно хотелось есть. Только к 19 часам находим подходящее место. Прогулявшись вдоль берега я нахожу в 100м от стоянки место, где предположительно должна хорошо ловиться рыба. Интуиция не подвела, после первого заброса Денис вынимает из воды неплохого подлещика. Наконец-то убедившись в правильности своего выбора, мы решаем сначала поужинать, а потом продолжить рыбалку. Место действительно оказалось хорошим, никакого мусора и у костровища даже нашлось немного дров, которых хватило для приготовления ужина. Рыбалка получилась неплохая, поймали по несколько подлещиков и окуней. Мне даже удалось вытащить на удочку небольшую щучку.

4-ый день (сплав 2 часа)

Впечатлённый вечерней рыбалкой, я просыпаюсь в 5:20 и снова отправляюсь на то место. Ничего крупнее 300гр. поймать не удалось, но рыбалка получилась интересной и я получил огромное удовольствие. После 8 часов клёв начинает быстро стихать. Из щучки и 4 окуней готовим уху, остальную рыбу забираем домой.

Улов

Приготовление ухи

В этот день мы решили не торопиться, т.к. знали что до Деулино остается не так много. К обеду погода постепенно улучшается, появляется солнце и становится жарко. Место конечно хорошее, но вот искупаться нормально не получилось. Река здесь по всей ширине имеет глубину чуть ниже колена. Отплываем со стоянки только в 16 часов и через десять минут подплываем к завалу. После завала с обоих сторон реки большое количество стоянок, людей очень много. Тут мы понимаем насколько нам повезло, что мы не доплыли до этих мест. Места эти нам уже знакомы, сюда мы каждый год приезжаем на машине, чтобы пару дней пожить в палатках подальше от цивилизации. Немного непривычно теперь увидеть их с воды. Плывём неспеша, наслаждаемся последними минутами в этом удивительном месте. 4 дня пролетело очень быстро и кажется, что можно было остаться здесь еще на неделю. Говорят что тот, кто хотя бы раз побывал на Пре, обязательно вернётся сюда еще. Вот и мы, подплывая к Деулино, уже строили планы на следующий год. В следующий раз попробуем сплавиться от Деулино до Брыкина Бора. Но это еще не скоро, а пока домой…

Последняя стоянка
посёлок Лесохим

Материал любезно предоставлен Михаилом Мартышовым (http://meschera-trip.narod.ru)