Центральная (Средняя) Азия

Отчет о водном походе по рекам Чон-Кемин, Чу, Киргизия, Северный Тянь-Шань. август 1996.

1.1 Основные характеристики путешествия.

1. Вид туризма — водный

2. Категория сложности — пятая

3. Время проведения — август 1996г.

4. Район путешествия — Северный Тянь-Шань

5. Нитка маршрута : г.Рязань — г.Бишкек (поезд) — р. Чон-Кемин (автобус) — радиальный выход по притоку Джинды-Су — сплав по р.Чон- Кемин до устья — сплав по р.Чу до п.Джильарык — г.Бишкек (поезд) — г.Рязань (поезд)

6. Протяженность маршрута: всего — 7830 км

В том числе активная часть — 160 км
Протяженность радиального выхода — 20 км
Протяженность сплава по р.Чон-Кемин — 110 км
Протяженность сплава по р.Чу — 30 км

7. Продолжительность путешествия : всего — 21 день
В том числе активная часть — 12 дней

8. Средства сплава: два 4-х местных катамарана (2000л и
3000л) один 2-х местный катамаран (1000л)

1.3 Распределение по сплавсредствам.

1. Экипаж 1-го 4-х местного катамарана:

Нестеров Андрей — лоцман

Макаров Вадим — матрос

Чичерова Елена — матрос

Конюхов Леонид — матрос

2. Экипаж 2-го 4-х местного катамарана:

Левков Николай — лоцман

Хлопенкова Любовь — матрос

Корабельников Игорь- матрос

Суремкин Василий — матрос

3. Экипаж 2-х местного катамарана:

Зубарев Сергей — лоцман

Суслов Юрий — матрос

2.1 Краткая характеристика р.Чу.

Река Чу протекает по территории Тянь-Шаньской и Фрунзенской областей Киргизии. Длина реки 1030 км. Площадь бассейна 27000 кв. км. Берет начало в хребтах Терскей — Алатау и Джомголтау. Оканчивается в оз.Саумакколь, на западной окраине пустыни Бет- Пак-Дала. В верхнем течении пересекает горные хребты и протекает в узких ущельях Орто-Токайское и Боамское, имея характер горной реки. Ниже по течению входит в широкую долину. Питание смешанное. Половодье в мае-июне, во вторую половину лета — ряд паводков от таяния снегов в горах и дождей.
Средний расход воды у с.Георгиевка (ниже г.Токмака) — 57 куб.м./сек., в верхнем и среднем течении не замерзает. Имеет ряд гидро-сооружений и активно разбирается на орошение.

2.2 Краткая характеристика р.Чон-Кемин.

Река Чон-Кемин — правый приток р.Чу. Вытекет из оз.Джасыл- Коль на высоте 3427 м. Протекает по узкой долине со слабо разработанным руслом, местами переходящим в каньоны. На своем пути до р.Чу пробегает около 140 км, имея уклон более 20 м/км.
В высокую воду сплав можно начинать на 3 — 5 км ниже истока.
Верховье реки вскрывается в начале мая, а средняя и нижняя части — в апреле. Питание смешанное, с весенне летним паводком, растянутым на 2 — 3 месяца. В течение лета имеет несколько пиков от таяния ледников и осенью от ливней. Верховья Чон-Кемина находятся выше зоны леса.

Правый борт долины имеет скудную пустынную растительность, левый (теневой), порос лесом. По обоим берегам вдоль воды — заросли кустарников. Лето познее, холодное.

3.1 Подъезды и отъезды.

Преимуществом данного маршрута является относительная простота подъезда к начальной его точке и отъезда из конечной.

До г.Бишкек можно добраться на поезде или самолетом. Мы ехали на поезде N 18 Москва — Бишкек. Отправление из Москвы 23 ч. 35 мин. из Рязани — 03 ч. 20 мин.,прибытие в Бишкек в 03 ч.00 мин. (по московскому времени,05.00 по местному). В пути поезд находится 72 часа. Разница во времени 2 часа. На вокзале есть обменный пункт. Курсы валют в августе 1996г.:
1200 сом — 1 $
450 руб — 1 сом

Тут же, на железнодорожном вокзале, можно найти машину или автобус, чтобы добраться до начальной точки маршрута. Подъезды и отъезды не представляют сложности, так как дорога идет вдоль реки. По окончании маршрута можно уехать в Бишкек или на Иссык-Куль из п.Джильарык на местном поезде, который ходит два раза в день. Стоимость проезда не большая.

Приехав в г.Бишкек, мы сразу нашли небольшой автобус, который доставил группу к самому началу маршрута.

Автобус доставил нас до моста через приток Джинды-Су, который впадает в Чон-Кемин в третьем каньоне. Автобус не смог переехать через полуразрушенный мост и мы разбили лагерь чуть выше притока, на левом берегу.

К вечеру часть группы отправилась на разведку вверх по р.Чон- Кемин. Приблизительно через один километр, дорога переходит через мост на правый берег. Это начало третьего каньона. Выше моста река разливается в широком пологом русле. Сплошной каменистый перекат, не имеющий основного русла, просматривается далеко впе- ред ( примерно километров на 10 ).

Выше — второй каньон.

3.2 Описание радиального выхода.

Решили половинным составом сделать однодневный радиальный выход на ледник в верховьях Джинды-Су. Вышли в 10 часов утра.
От моста прошли несколько километров правым берегом р.Джинды-Су. Воды много, даже утром. На левой стороне реки стало видно колею и мы перебрались по камням на левый берег Джинды-Су. Колея до- вольно круто поднимается вверх. В среднем течении долина реки довольно широкая и пологая, встречаются отдельные большие гра- нитные глыбы и крупные нагромождения камней. Колея, ставшая по- степенно тропинкой, приводит к разветвлению Джинды-Су на четыре истока у подножия скалистых вершин. Чуть дальше открываются не- сколько распадков, где видны ледники. Поднялись вверх по нагромождению камней центрального пологого ледника между каменистых холмов. Дальше сплошные каменистые осыпи, лед, многометровые толщи слежавшегося снега. Местами они прикрывают русла ручьев.
Внизу, у Чон-Кемина, на средних террасах Джинды-Су было градусов 25, а здесь,у подножия ледников, — градусов 15. После недол- гого отдыха начали спускаться вниз. Подъем занял около 4х часов, а спуск не более 2х.

Среди холмов правого берега Джинды-Су видно небольшое
мелкое озерцо.

3.3 Описание сплава по р. Чон-Кемин.

Вода в реке грязно-белого цвета, что свидетельствует о высоком уровне воды. Суточный перепад воды от 30 до 50 см.
Сплав начали с 3-го каньона, ниже моста.

3-й каньон.

Длина 4 — 5 км. Начинается за 1 км до впадения левого притока р.Джинды-Су. Берега повышаются, дорога уходит в горы влево от ре- ки. На правом берегу обнажаются скалы.

Входной порог:- (в малую воду непроходим) длина 200 м, начинается на крутом левом повороте, заканчивается за устьем р.Джин- ды-Су. Представляет собой нагромождение крупных и более мелких камней, разделяющих струю в центре порога на узкие сливы, мощные бочки на входе и выходе.

Линия движения сложная, возможны различные варианты прохождения. В центральный, самый полноводный, слив в середине порога не удалось попасть ни одному катамарану. Две четверки проходили узким правым сливом, а двойка — слева от основной струи, пробираясь между камней. Осмотр и страховка с левого берега.

За порогом каньон переходит в мощную шиверу с камнями в русле, большими мощными бочками. Шли по центральной струе, уходя от кам- ней и прижима к правому берегу в 500-х м за притоком.

Стоянка на левом берегу на ровной, длинной террасе в середине каньона.

Сплав до 5 каньона.

До пятого каньона примерно 10 км относительно «спокойного» сплава: несколько сливов, бочки, валы, отдельные крупные камни в русле. Линия движения просматривается с воды, весь участок идется с ходу. Где-то на этом участке находится 4 каньон, мы его выделить не смогли.

Стоянка перед 5 каньоном, на высоком левом берегу, перед впадением в Чон-Кемин р.Дюресу.

5 каньон.

Длина 2.5 км, средний уклон 35 м/км. Осмотр и страховка по правому берегу. Ориентиры: слева — впадающая в 100 м от начала каньона р.Дюресу, справа — дорога близко подходит к реке, вдоль дороги идет ЛЭП. Каньон представляет со- бой один сплошной порог с большими и мелкими камнями в русле, мощными бочками и высокими сливами, следующими один за другим, на поворотах — прижимы к скалам. Ближе к концу каньона, с правого берега впадает р.Ташкия.

Правый берег каньона невысокий 5 — 8 м, левый — высокие скалы, поросшие лесом. По правому берегу, близко от реки, проходит дорога.

Каньон проходили со страховкой с берега в середине каньона и с воды в конце него.

На выходе из каньона «ворота» — слив между двух камней.
Река делает правый поворот, уклон уменьшается, долина реки расширяется, дорога уходит в сторону. Встречаются несложные шиверы, местами река очень спокойная и разбивается на протоки.
Через 20 — 30 мин. сплава на правом берегу видны несколько домов п.Бузулгансай, через реку перекинут подвесной мост.
Чон-Кемин делает подковообразную излучину. Здесь расположен шиверно-порожистый участок длиной 1.5 км. Начало его ( 500 м ) можно осмотреть по правому берегу. В середине излучины впадает р.Бузулгасай. До 6 каньона 25 — 30 минут сплава.

6 каньон.

Длина 4.5 км, средний уклон 25 — 30 м/км. Перед каньоном русло разбивается на несколько проток, затем вода собирается и скорость течения заметно возрастает. ЛЭП переходит с левого берега на правый, а через 200 м галечная отмель у левого берега. Каньон состоит из нескольких порогов. 1 — «Каменоломня», длина 300 м. Начинается на правом повороте за устьем р.Чон-Баши. На заходе нагромждение камней и бочек, в сере- дине порога, на правом повороте, прижим к левому берегу.

Проходили со страховкой с берега.

2 — «Ералаш», самый сложный порог 6 каньона, длина 1 км.
Осмотр по правому берегу, осмотр затруднен зарослями колючих
кустов.

Порог «Ералаш» начинается за устьем р.Малый Джапарык на пра- вом повороте. Русло реки сжимается до 10 — 12 м, на входе в по- рог несколько бочек, затем косой слив между скалой левого берега, выступающей на 2 — 3 м, и полуобливными плитами у правого, далее в центре крупный надводный камень, за которым несколько сливов с бочками. Следующая часть порога — каскад гряд обливных и полу- обливных камней со сливами и мощными бочками.

Проходили без промежуточной чалки, страховка на выходе из порога.

Следующие пороги каньона — «Мельница», «Баня», «Ворота» про- ходили тандемом после предварительного осмотра, со взаимостраховкой с воды.

Этот участок длиной чуть больше одного километра характерен резкими поворотами, за которыми «неожиданно» открываются огромные камни, на которые наваливает струя, сливы, бочки.

После порога «Ворота» уклон уменьшается. До ГМС, в районе которой через реку перекинут трос, — 800 метровый шиверистый учас- ток. Шли без осмотра. За ГМС (домики на правом берегу ) река де- лает левый поворот, справа впадает ручей — это начало порога «Повицкого». Перед ручьем, на правом берегу, большое улово с песчанной отмелью. Здесь удобная чалка для осмотра порога. От «Ворот» до чалки 6 мин. сплава.

Порог «Повицкого».

Длина 900 м. После впадения ручья прямой участок длиной 150 м с несколькими бочками. После правого поворота уклон резко увеличивается, русло забито большими и мелкими обливняками. Затем идет косой слив в середине русла, за ним два сужения со сливами и бочками. На высоком правом берегу памятник мастеру спорта СССР Повицкому В.А., погибшему в августе 1979г.

За порогом шиверно-поржистый участок. Идется без осмотра с взаимостраховкой. Движение около 10 мин. Чалка у желтой осыпи левого берега, после брода через реку. Русло и долина реки резко сужаются. Впереди 7 каньон !!!

7 каньон.

Длина около 3 х км. Максимальный уклон 30 м/км, ширина русла 10 — 20 м. Ориентирами начала каньона являются характерное суже- ние русла, светлая осыпь левого берега и правый поворот за ней. Перед сужением и осыпью, дорога с правого берега переходит в брод на левый и уходит в горы. На левом берегу низина, поросшая лесом и высоким кустарником. 
Начинается каньон самым сложным на маршруте порогом — «Камень преткновения».

Длина порога 300 м, представляет собой каскад водопадных сливов с несколькими грядами обливняков с бочками. На коротком участке река делает несколько крутых поворотов, на поворотах прижимы. В русле очень много огромных валунов, на которые наваливает струя. На выходе из порога, в центре русла, стоит огромный валун, под него бьет струя. Затем река делает левый поворот и входит в «щеки» длиной 100 — 150 м. Проходов вдоль воды нет, сверху осмотреть нельзя.

После тщательного осмотра решили обнести порог. Провели суда по левому берегу до «щек», их проходили со взаимостраховкой с воды. Участок почти прямой и имеет несколько прижимов и несколько сливов с бочками.

Дальше идет участок шивер и мелких порогов. В русле много крупных камней. Шли тандемом со взаимной страховкой.

В середине каньона порог » Осыпной». Длина около 100 м.
Начинается на правом повороте реки, правый берег — крутая высокая осыпь. Осмотр по правому берегу. В пороге крутые сливы, большие камни, прижимы. Проходили по центральной струе, страховка с воды за порогом.

Дальше, до конца каньона, шиверистый участок с большим уклоном. Шли без предварительного осмотра с взаимной страховкой.

За каньоном на полке правого берега — ферма. До 8 каньона 2.5 км спокойного сплава.

8 каньон.

Длина 1.5 — 2 км, ширина русла 15 — 20 м.

Слаломный участок с чередующимися бочками, сливами, камнями в русле. Осмотр каньона с любого берега, можно осмотреть только начало каньона, дальше он идется без осмотра с взаимной страхов- кой с воды.

За каньоном следует порожистый участок длиной около 15-ти км. Препятствия следуют одно за другим, четких ориентиров нет.
Участок с большим уклоном, в русле много крупных камней.
Постепенно сложность препятствий уменьшается — река входит в широкую населенную долину, но сохраняется большая скорость течения.

В п.Терменгенты и п.Новороссийка автомобильные мосты. За п.Новоросссийка река делится на множество мелких проток, берега низкие, заросшие облепихой и ивняком — стоянку найти тяжело.

9 каньон.

Нижнекеминское ( Боамское ) ущелье.

Длина 8 км, средний уклон 8 — 10 м/км.

Каньон сложности для сплава не представляет в любую воду.
Препятствий, требующих осмотра нет, весь участок идется сходу со взаимостраховкой. В каньоне одиночные камни, обломки скал, не сильные прижимы. В большую воду — высокие валы и мощные бочки. Заканчивается каньон впадением в р.Чу. Река течет в отвесном скальном коридоре, каньон очень красив.

3.4 Сплав по р.Чу.

По р.Чу нужно пройти около 30 км до плотины перед п.Быстровка. Средний уклон участка 4 м/км. После слияния Чу и Чон-Кемина остается одно серьезное препятствие на маршруте — порог «Семеновский мост». Он расположен под мостом через р.Чу ниже впадения Чон-Ке- мина, за левым поворотом. Порог не сложный, но очень мощный. Струя наваливает на левую опору моста, затем, после мощной бочки, на большие камни, расположенные в русле в шахматном порядке. Пос- ле этого порога р.Чу еще 2.5 км течет в каньоне, затем берега понижаются. До плотины встречаются слабые прижимы, отдельные камни.

Выход с маршрута целесообразнее делать не перед плотиной, а чуть раньше у железнодорожной станции Джильарык, где два раза в день проходит поезд на Бишкек и Иссык-Кол (п.Рыбачье) — утром и вечером. До Бишкека — 3 часа, до Иссык-Кола — 1.5.

Ориентиры окончания сплава: после моста через Чу примерно через один километр на правом берегу — водозабор. Еще через пару кило- метров — на правом берегу несколько юрт, вагончики, бетонный забор, гаражи и большая железная бочка. Отсюда до станции Джиль-арык 500 м (поселок расположен на левом берегу).

Закончив маршрут перед плотиной, мы пешком отправились на станцию Джильарык. Оттуда на поезде доехали до Иссык-Куля (п.Рыбачье) Отдохнув 2 дня на озере, мы вернулись на том же поезде в Бишкек. Уехать в Москву из Бишкека довольно сложно, поэтому обратные билеты стоит купить заранее в Москве.