Центральная (Средняя) Азия

Кондраков Олег

Название спортивная группа «Вертикаль» появилось в 1993г когда мы вернулись с Алтая и готовилась статья для «Рязанских ведомостей». Хотелось чтобы у нас было свое название. За плечами было достаточно маршрутов и когда нужно было вспомнить начало – точку отсчета логично встала дата — 1988год. Тогда мы окончили Рязанский радиотехнический институт  и вступали в новую для себя жизнь и это событие совпало с тем, что я тогда руководил первым своим серьезным походом в Матчинский горный узел (Памиро-Алай).

1988г с 3 по 30 июля. Матча. 3 к.с. Состав группы: Кондраков Олег, Кондракова Надежда, Волков Борис, Орлов Юрий, Марченко Нилла, Вахонина Елена, Лебедев Александр. Маршрут: к.Зардалы – пер.Вост.Атджайляу(1Б,4300м) – пер.Матча-I(2А*,4000м) – пер.Зап.Дарапиоз(2А*,4650м) – пер.Ледниковый(1Б,3900м) – пер.Фитурак(2А,4200м) – пер.Джаупая+Аксу-Рама(1Б,3900м) – к.Ворух

Матча,1988г
1988 Памиро-Алай(Матча) Перед началом маршрута 3 к.с. В кишлаке Паллалоуз– нижний ряд слева на право: Марченко Нилла, Кодылева Ольга, Кондракова Надежда, Вахонина Лена, верхний ряд: Волков Борис, Кондраков Олег, Орлов Юра,  Лебедев Александр. Фотографирует Зинченко Сергей

Мы очень серьезно готовились к этому маршруту: физическая и техническая подготовка, разрабатывалось новое снаряжение. Составить маршрут 3 к.с. в Матче достаточно сложно, т.к. мало перевалов 2А к.тр., а уж охватить весь район, еще сложнее. Нам помогло то, что в 1987г изменился классификатор перевалов и часть перевалов «раздели». До начало маршрута необходимо было доехать на автотранспорте от Коканда с многочисленными пересадками и на попутных машинах. Особенно ставил в тупик ответ на наш вопрос «А часто здесь ходит транспорт?» — «Часто, раз в неделю». Сам маршрут начинался в кишлаке Зардалы с организации каравана в верховья реки Ак-терек Переговоры шли долго, не спеша под бесконечные литры зеленого чая. Такса того времени рубль-килограмм.

Караван

В том маршруте мы столкнулись со многими непредвиденными обстоятельствами. Так во время акклиматизационного кольца с пер.Вост.Атджайляу мы оказались запертыми в ущелье, в котором сель смыл мосты на обратном пути и мы проходили каньон в нетрадиционном месте. Из-за болезни одного участника мы отправили его  вниз с сопровождающим.

Перевал Матча-1, по преданиям через него ходили беглые рабы

Матча,1988г

Особенно мне понравился перевал Матча-1 с его скальными плитами и гигантским карнизом на седловине

На самом перевале лежал большой камень с надписями Таджикско-памирских экспедиций(ТПЭ)

Были там и известные фамилии: Горбунов — государственный деятель советского периода.1917 – секретарь Совнаркома. Именно он готовил и оформлял первые декреты: об отмене сословий; об образовании Красной Армии и др., именно он с Евгением Абалаковым участвовал в решающем штурме пика Коммунизма(не дошел до вершины 100м), заведовал секретариатом ЦК ВКПб, расстрелян в 1938г. Мухин — известный довоенный альпинист и исследователь Фанских и Матчинских гор; Воробъев — альпинист, участник «Рабфак в горах» Семеновского и другие

Выход на седловину перевала Дарапиоз Зап.
Впереди перевал Ледниковый

В конечной части маршрута мы хотели уйти вниз по долине Зеравшана, но водные притоки не дали сделать этого и пришлось вновь набирать высоту и выходить к людям через перевал Аксу-Рама. Это осложнялось тем, что после 20дневного похода у нас почти вышли из строя примуса, и осталось очень мало продуктов. В долине Каравшина приходилось делать суп из дождевиков и крапивы и питаться в заброшенных урюковых садах, нас подкармливали встречные группы. Но мы прошли этот маршрут. В памяти навсегда останутся разговоры под звездами на седловине перевала Матча, громадина Зеравшанского ледника, трудности спуска с перевала Дарапиоз, громадные, выше человеческого роста заросли трав, дикий лук перед перевалом Ледниковый, снежные мосты в каньонах, по которым мы шли, встречи с группами, урюк в садах.

Мы приехали в Рязань, а на следующий день я уехал на два года в армию и был отстранен расстоянием и Полярным кругом от привычной для меня жизни. Над моей кроватью в армии весела карта Матчи, по которой я прокладывал маршруты долгой полярной ночью, но этим планам суждено было решиться только в 1991г.