Кавказ

Отчёт о водном походе по рекам Кубань, Аксаут -Большой Зеленчук. Кавказ , май 2007.

Крупнов Роман

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «THELEOS» РязГМУ

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА» РГСХА

СПОРТИВНО — ТУРИСТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

О водном туристском путешествии четвертой категории сложности в районе Западного Кавказа (Карачаево-Черкессия) по маршруту:

г.Рязань-пос.Архыз -р.Б.Зеленчук-
пос.Даусуз — пос.Домбай — р.Даут — р.Кубань — г.Карачаевск-р.Аксаут
— р.Б.Зеленчук( от пос. Ильич до пос.Фроловский)

совершенном с 28 апреля по 9 мая 2007 года

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ:
КРУПНОВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ

РЯЗАНЬ 2007

СОДЕРЖАНИЕ

I. Справочные сведения.

1. Проводящая организация.

2. Место проведения.

3. Общие справочные сведения о маршруте.

4. Подробная нитка маршрута.

5. Определяющие препятствия маршрута.

5.1 Определяющие препятствия реки Б.Зеленчук.

5.2 Определяющие препятствия реки Кубань.

5.3 Определяющие препятствия реки Аксаут.

6. Участники.

7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

8. Поход рассмотрен МКК.

II. Содержание отчета.

1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна.

2. Варианты подъезда и отъезда.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

4. Изменения маршрута и их причины.

5. График движения.

6. Техническое описание.

7. Потенциально опасные участки на маршруте.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов на маршруте.

9. Дополнительные сведения о походе.

9.1 Список снаряжения.

9.2 Характеристика средств сплава.

9.3 О пограничном контроле.

9.4 О бане.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения,средств передвижения.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

I.Справочные сведения

1 Проводящая организация:

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ РязГМУ
СПОРТИВНО -ТУРИСТСКЙЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54
e-mail: ryazturclub@mail.ru

2 Район путешествия

РОССИЯ, Западный Кавказ (Карачаево-Черкессия)

3 Общие справочные сведения о маршруте

  • Вид туризма: Водный
  • Категория сложности похода: Четвертая(4)
  • Протяженность активной части похода, км: 145
  • Продолжительность Общая: 12
  • Продолжительность Ходовых дней: 8
  • Сроки проведения: с 28.04.2007 г. по 09.05.2007г.

4 Подробная нитка маршрута

г.Рязань — пос.Архыз- р.Б.Зеленчук- пос Даусуз — пос Домбай — рДаут — р.Кубань — г.Карачаевск-р.Аксаут — р.Б.Зеленчук( от пос Ильич до пос.Фроловский — г.Рязань

5.1 Определяющие и предопределяющие
препятствия маршрута

( река Б.Зеленчук)

Вид препятствия (название) Категория трудности Длина препятствия (м) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения для локальных препятствий.
1ый Взрывной 3 100 Находится на
правом повороте реки. Справа впадает ручей. Заход под левым берегом, далее
уход под правый берег. На заходе промывная бочка далее валы.
Шли по основной струе. Заход осложнен елью в начале порога. Взаимостраховка.

2 ой Взрывной

4 100 10 мин от 1ого Взрывного На левом берегу памятник. Правый поворот реки, далее <змейка> между
камней. Ломаная линия движения, валы, возможны варианты прохождения.
Заходили в правый поворот реки под правым берегом, далее между камней. Взаимостраховка.
Пушка 4 1000 15 мин от 2ого
Взрывного.1ая ступень заход под правым берегом через 200-300 метров после
2ого взрывного, далее смещались влево. 2ая основная ступень — валы, бочки. 3я
ступень — основной проход под левым берегом, при большей воде открывается
проход под правым берегом.
Шли по основной струе, пробивая валы и бочки преимущественно под правым берегом.
Взаимостраховка.
3ий Взрывной 3 100 Находится на правом повороте реки после впадения ручья справа, слева поляна для стоянок.
Валы.
Проходили по струе под левым берегом. Взаимостраховка.
4ый Взрывной 4 200 15-20 минут от
3ого или 5 мин от моста. Находится на правом повороте реки. Слева дорога на
высоком берегу. Заход под левым берегом и смещение вправо, валы, бочки.
Заходили под
левым берегом и смещались вправо, далее через валы по правому берегу.
Взаимостраховка.
5ый Взрывной 4 150 20 мин от 4ого.
Находится на крутом повороте реки влево и вправо( змейкой). В русле крупные
камни, сильной течение пытается скиныть под правый берег. Высокие берега с
обоих сторон.
Проходили с
прокручиванием по левый берег от крупного валуна далее смещались правее.
Взаимостраховка.
Каньон Курлюк 4 1500 Над каньоном
проходит автомост. Река проходит через живописный каньон со стенками
причудливой формы Валы, бочки.
Проходили по основной струе. Линия движения читается с ходу.
5.2 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Кубань)
Порог Зигзаг 3 50 Река сужается. Виден перепад реки в сужение берегов. Линия движения по
типу змейки.
По струе. Читается с воды.
Каньон Аманхит 4 1000 Река сужается и уходит в скальное сужение. Необходимо постоянно перечаливаться для
обеспечения страховки и выбора линии движения. В русле крупные камни. Мощный
быстроток с валами и промывными бочками.
Шли с перечаливанием. Взаимостраховка
5.3 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Аксаут)
Каньон Два моста 3 500 Технически несложен. Идется сходу. Берега отвесные,высокие до 10-15 метров. На выходе из
каньона несильные прижимы. В конце каньона мост.
Шли с ходу. Взаимостраховка.
Порог Поцелуй Чаниты 3 100 Через 1 км от
моста в русле лежит обломок скалы. Далее река делится крупными надводными
камнями на части. Проход между камней ( по нашей малой воде) без контакта с
ними невозможен.
Шли колонной, соблюдая интервал между судами. Осмотр с воды.
Порог Крокодил 3 100 На правом берегу пионерский лагерь. Короткий и невысокий каньон. В конце каньона
собственно порог на правом повороте реки. Нагромождение камней.
Шли по основной струе.
Порог Сюрприз 3 150 В полукилометре ниже за железным мостом на правом повороте реки.
Нагромождение камней.
Шли по основной струе.

Участники

  1. Крупнов Роман Николаевич; 1978; р.Кекемерен-5ур.Б.Зеленчук-р.Теберда-р.Кубань-р.Б.Лаба-5 р.р.Титовка-р.Зап.Лица — 5р.р.Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Б.Лаба-4 р.рЗун-Мурин-4рр.Утулик-4 рр.Тумча-4рр.Кутсайоки-4рр.Мзымта-2 с эл.5р.; Руководитель похода;
  2. Волкова Наталья Валерьевна; 1983; р.Тунтсайоки- р.Кутсайоки-4у; художник;
  3. Нарижный Алексей Анатольевич; 1989; р.Лоймоланьокир.Колласйоки-р.Уксунйоки-4ур.Б.Зеленчук-р.Аксаут-4 у.; рембрат;
  4. Волкова Елена Валериевна; 1976; р.Б.Зеленчук-р.Аксаут- р.Б.Лаба-4 у.; Видеооператор;
  5. Антонова Ольга Владимировна; 1980; р.Б.Зеленчук- р.Аксаут- р.Б.Лаба-4у.; Фотограф;
  6. Кинжалов Александр Владимирович; 1985; р.Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Б.Лаба-4 ур.Титовка-р.Зап.Лица-5ур.Кутсайоки-4у; Хронометрист;
  7. Джамаев Равиль Тагерович; 1987; р.Пра — 1у; фотограф;
  8. Филимонова Анна Викторовна; 1985; р.Пра-1ур.Мста-2у; видеооператор;
  9. Ефремова Алевтина Сергеевна; 1984; р.Тунтсайоки- р.Кутсайоки- 4у; гитарист;
  10. Стец Светлана Станиславовна; 1989; р.Кереть — 3у; фотограф;
  11. Свихнушина Татьяна Юрьевна; 1987; р.Кереть — 3у; фотограф;
  12. Егорова Вера Константиновна; 1988; р.Пра-1у р.Мста-2у; медсестра;
  13. Яковлев Станислав Дмитриевич; 1978; р.Пра-1у; Видеооператор;
  14. Махов Евгений Игоревич; 1977; р.Б.Зеленчук- р.Б.Лаба-3у.; фотограф;
  15. Мезрина Елена Евгеньевна; 1980; р.Б.Зеленчук- р.Б.Лаба-3у.; фотограф;

Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54 телефон
8(4912)254194 e-mail:ryazturclub@mail.ru и у руководителя группы

Содержание отчета

Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Прошло пять лет, мы снова на Кавказе.
Нам ни почем метели, ветры, зной,
Но только водники по речке так фигарят,
Что молча весла гнут натруженной рукой.

В этот год огромное число рязанских туристских коллективов обратили свой взор на весенний Кавказ. <Мир Приключений> — Махляев, <Мещера> — Куликов, <Волна> — Дудукин, <Альтаир> —
Нарижный, сборная каякеров и катамаранов — Молодцов и Личино, сборная <Спаркс> — Шагаев — все ринулись в КЧР на преодоление порогов. Не стал исключением и наш многоликий коллектив т/к <Телеос> — <Звезда> — Крупнов. За плечами у некоторых
участников был уже немалый опыт, хотя некоторые впервые видели такую воду. Такой подход оправдан при комплектовании групп — в экипаже двойки должен быть опытный капитан, тогда напарник быстрее учится. См. отчеты №

В очередной раз выбор остановился на проверенной связке рек: Большой Зеленчук — Кубань-Аксаут, дополненный посещением горнолыжного курорта Домбай.

Итак:

1. Хорошее знание рек района позволяло не только провести уверенный сплав, но и при необходимости изменить маршрут в пользу наиболее удачного варианта в условиях весеннего Кавказа.

2. Наличие на маршруте <золотого стандарта> — раскаточной реки Б.Зеленчук, давало возможность всем участникам на протяжении 3 дней приобрести и освежить навыки прохождения <белой воды>.
Присутствие асфальтовой дороги и машина умножили этот процесс вдвойне.

3. В составе группы были участники с малым опытом (реки 1 — 2 к.с.). Совместный сплав с более опытными участниками повышает безопасность прохождения препятствий и дает огромный прирост в опыте при грамотной работе руководителя и опытных участников.

4. Руководитель продолжает отстаивать точку зрения о возможности участия в составе основной группы участников с низким опытом или его отсутствием в рамках туристского похода.

В этот год пришлось отказаться от сплава по Большой Лабе из-за резкого увеличения группы и отсутствия достаточно сильных сработанных экипажей для ключевых препятствий Лабы. Можно сколько угодно говорить о выборе наиболее подходящей реки для первого сплава, но факт остается — предугадать уровень воды в регионе невозможно находясь в Рязани и не обладая достоверной информацией. При планировании маршрута надо критически подходить к составу группы и порядку сплава по рекам. Учитывая все эти факторы, нам удается пятый год проводить интересный, насыщенный и <безопасный> сплав по Кавказу, привлекая молодое поколение в страну водного туризма.

Варианты подъезда и отъезда.

Бесспорным преимуществом является наличие своего автотранспорта при заброске и выброске на маршрут — маршрутное такси. Удобнее, по возможности, объединяться с другими группами туристов для совместной переброски с реки на реку в целях экономии средств. Если пользоваться услугами железной дороги, можно доехать до г.Невинномыск. В городе есть автовокзал, с которого до пос.Архыз ходят рейсовые автобусы. Если своим вариантом выбрать проезд до Армавира, то можно заказать автобус в Армавирском ПАТП (тел. ( 86137 ) 154150 ) находящимся по адресу ул.Карла Маркса, дом 88( переход по мосту через ж/д пути). При переезде на реку Теберда можно договориться с машиной при сплаве по р.Б.Зеленчук или найти ее на ст.Зеленчукская. При переезде на р.Кубань и р.Б.Лаба можно найти машину в г.Карачаевске или любом крупном населенном пункте, но поиск сопряжен с потерей времени и неудобствами при сплаве с вещами.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Присутствия автодороги и машин сопровождения косвенно повышало безопасность сплава по выбранным рекам. Каждая из пройденных рек служила запасным вариантом прохождения при возникновении трудностей на каком — либо участке сплава.

1. р.Б.Зеленчук — навал катамарана на камни, выбивание затычки из штуцера. 

2. р.Аксаут — навал катамарана на камни.

3. Машина — штрафы ДПС КЧР, развал подшипника переднего колеса,износ ремня генератора, проколы шин.

Изменения маршрута и их причины

Маршрут прошел по запланированному графику. В конце похода сработал один запасной вариант: отсутствие воды в Аксауте и требование пограничников покинуть пограничную зону, ввиду отсутствия пропуска — подвигли нас осуществить сплав ниже ст. Зеленчукская. Дальнейших изменений маршрута не происходило.

График движения

Дата День пути Участок пути От и до Длина пути, км Ходовое время, ч. Определяющие препятствия на участке Погода
28.04 1 г.Рязань-Миллерово        
29.04 2 Миллерово-Архыз 1480 26 ——————- Солнце, ветер
30.04 3 -пос. Архыз пос.Ниж Архыз Стапель Церкви, <Лик Христа> Солнце, ветер
01.05 4 р.Б.Зеленчук от пос.Архыз за пор. <5ый Взрывной> 16 5 Пор.<Взрывные>-3 — 4к.с. Солнце
02.05 5 р.Б.Зеленчук от пос.Архыз за пор. <5ый Взрывной>-Даусуз 42 8 Пор.<Взрывные>-3 — 4к.с. Переменная облачность Дождь
03.05 6 р.Б.Зеленчук от пос.Архыз за пор. <5ый Взрывной>Тот же участок Посещение частью группы телескопа 25 6 Пор.<Взрывные>-3 — 4к.с. Дождь Снег
04.05 7 Переезд в Домбай Переезд к Даутскому мосту 195 120 4 Милиция Солнце
05.05 8 Сплав от Даутского моста до гор.Карачаевска Заезд до 1моста р.Аксаут 22 60 3 Каньон Аманхит Солнце
06.05 9 Сплав по р.Аксаут от 1 моста Переезд за ст.Зеленчукская 10 2 Каньон Два моста, пор.Поцелуй Чаниты, Крокодил, Сюрприз Солнце
07.05 10 Сплав от пос.Ильич до пос. Фроловский 30 4 Каньон Курлюк Солнце
08.05 11 отьезд 1300 24 ДПС Солнце
09.05 12 -г.Воронеж-Рязань ——- ——- ——- Дождь

Итого: сплав — 145 км

Техническое описание прохождения группой маршрута

8.04 — 29.04
Дорога как обычно составила порядка двух суток. Выехав в субботний полдень, задержка из-за отсутствия паспорта у одного из участников, около 24.00 встали на обочине за гор.Миллерово. Утром, пожарив замаринованную в Рязани курицу, продолжили путь. К Зеленчуку подьехали около 22.00 в темноте .
Поставили лагерь.

30.04 Подьем около 8.00. Активное начало стапеля.

Стапель
Стапель

Предстоит построить 5 катамаранов двоек. Часть команды бесполезная при постройке судов отправляется на машине искать храмы и <Лик Христа> в Нижнем Архызе. Сильный ветер. Воды в Б.Зеленчуке очень мало. В первом Взрывном через русло лежит сосна. Рядом расположилась сборная Рязани: Молодцовы, Личино, Микрюков, Крутиков, Раздельщиков, <Джампер> и др. К вечеру стапель окончен.

01.05
Как всегда начало первого сплавного дня несколько затянулось. Сплав начали только в 13.00 от поселка Архыз.

Начало сплава
Начало сплава

При подьезде к поселку были нагреты сотрудниками ДПС за негабаритный груз — надутые катамараны. И вот суда пошли. Воды очень мало. Огромное количество камней сократило варианты прохождения реки до ширины основной струи. В первом взрывном пороге через всю реку лежала сосна.

1ый Взрывной. Ель
1ый Взрывной. Ель

На расчистку русла ушло около 1.5 часов при участии нескольких групп и веского довода — бензопилы. Сплав по 2ому Взрывному

2ой Взрывной
2ой Взрывной

и Пушке протекал ритмично без особых происшествий — катамараны двигались друг за другом, соблюдая интервал движения в порядке взаимостраховки по основной струе. Однако не обошлось без посадки на камни и решения вопроса о том, как с них слезать. Все экипажи успешно решали обе задачи. Пообедав в лагере, сплав продолжился за 5ый Взрывной. Количество камней в 3, 4

 4ый Взрывной
4ый Взрывной

и 5м Взрывном

5ый Взрывной
5ый Взрывной

тоже впечатляло. Линия движения стала гораздо сложнее, чем при большей воде, но сила струи все-таки ослабла. Удачное прохождение по основной струе с лавировкой между камней. За день экипажи показали хорошую работоспособность и возможность сплава даже при осложненной низкой воде.

02.05
Удачный сплав в первый день вселял уверенность в день  предстоящий. В пос. Архыз еще раз повторилось общение с ДПС( ох уж эти работнички !). Начало сплава снова от Архыза. Надо сказать, что вода несколько прибавилась из — за теплой погоды и периодических дождей. Сплав пошел гораздо быстрее и эффективнее.

Пушка
Пушка

2ой Взрывной
2ой Взрывной

Пушка
Пушка

Правила сплава оставались незыблемы: походная колонна проходит пороги по основной струе с взаимной страховкой, подкачка судов и технические остановки по необходимости.
Первым шел руководитель группы, выбирая оптимальную траекторию. Обед в лагере и продолжение сплава до пос. Даусуз. Река ниже 5го Взрывного шиверистого типа без серьезных локальных препятствий, делится на рукава при выходе в долину. Выбор основного потока не представляет трудности. К вечеру сплав был закончен.
Экипажи выполнили поставленные задачи по отработке технико-тактических приемов сплава.

03.05
Вся река была уже пройдена группой, поэтому часть отправилась на обзор телескопа РАН,

Дорога к телескопу
Дорога к телескопу

Здание телескопа

Здание телескопа

а часть продолжила сплав в составе трех катамаранов.

Пушка
Пушка

2ой Взрывной
2ой Взрывной

Пушка
Пушка

Прошедшей ночью выпало большое количество снега и лагерь в 9.00 представлял из себя заснеженную стоянку. К полудню снег растаял.

Снежное утро
Снежное утро

Все три экипажа успешно решили проблемы сплава по большей воде и в разных составах два раза прошли по основным порогам.

4.05
Подъем в7.00. Предстоит переброска в Домбай, которая заняла около 4х часов. К 14.00 группа на свои стремительных Газелях лихо ворвалась в горный курорт, удивляя народ катамаранами на крыше. Въезд в Тебердинский заповедник не потребовали от группы дополнительных затрат. На высоте 1500 метров нам предстала неземная красота.

Домбай
Домбай

Домбай
Домбай

Вид на пики Домбая
Вид на пики Домбая

Обилие новых подьемников и величие горных вершин потянули нас к себе. Один подьем 200 рублей. Далее по 100руб. Все прошло удачно. Осмотрев окрестности в 18.00 мы начали переброску на реку Кубань. К 20.00 прибыли к месту нашей стоянки 2003 года у впадения реки Даут.

Начало сплава от р.Даут
Начало сплава от р.Даут

За 5 лет ничего не изменилось. Теплый солнечный вечер и пение под гитару завершили этот насыщенный день.

5.05
Утро началось со снятия катамаранов и приведения их в боевое состояние.
Начало сплава в полдень. По дороге едут наши машины, проводя фотосъемку. Линия движения читается с воды. Подходим к каньону Аманхит. По опыту 2003 года в русле большие камни, за которыми удобно чалиться и мощное течение с валами и промывными бочками. Начинаем прохождение. Так и есть. Все экипажи удачно
находят место для чалок. Группа идет со взаимной страховкой.

В каньоне Аманхит
В каньоне Аманхит

Поочередное прохождение сливов
Поочередное прохождение сливов

За час каньон успешно пройден.
Смена экипажей. Далее сплав до Карачаевска. На левом берегу после каньона стоит группа Махляева — строят баню. Река начинает набирать силу. Вода коричневая.

Отчёт о водном походе по рекам Кубань, Аксаут -Большой Зеленчук.  Кавказ , май 2007. Отчёт о водном походе по рекам Кубань, Аксаут -Большой Зеленчук.  Кавказ , май 2007.

Сплав по Кубани
Сплав по Кубани

Войдя в город, разбираемся на правом берегу в месте подхода автодороги, не дойдя до 1ого Каменномостского, из-за проблем с местным населением и начинаем переезд на реку Аксаут. По телефону поздравляю своего товарища, коллегу по работе и сплаву Шайкевича Антона Владимировича с днем рождения ! А тем временем отмечаем полное отсутствие воды в Аксауте. Утром посмотрим.

6.05
Но утро не изменило ситуацию в лучшую сторону. Решено начать сплав от первого моста (каньон Два моста)

Каньон Два моста
Каньон Два моста

— мало воды и по информации идущих групп по реке выше сплошные проводки. К тому же еще утром настроение было испорчено дежурными пограничниками. Пропуска в пограничную зону у нас не было (так его никогда не было кроме 2004 года), а деньги брать стажи отказались. Сплав от моста протекал в режиме команды: < Срочная чалка или выбрасываемся на камни>. Несколько раз попадали в прижимы к камням, но все справлялись с ситуацией.

Порог Сюрприз
Порог Сюрприз

Река пройдена экипажами в условиях очень низкой воды.

Авральный сплав по реке
Авральный сплав по реке

Вся линия движения и места чалок просматривались с воды. Пообедав, решили переехать ниже ст.Зеленчукской, но при подьезде к Кардоникской полетел подшипник на одной из газелей — ночевка на обочине.

7.05
На подъезде к Зеленчукской неприятный контакт с ДПС — достали. Сплав начат ниже Зеленчукской от автомоста. Река набрала мощь и впитала талую воду, мощь отдельных бочек выросла. Всем запомнился каньон Курлюк.

Отчёт о водном походе по рекам Кубань, Аксаут -Большой Зеленчук.  Кавказ , май 2007.

Каньон Курлюк
Каньон Курлюк

своими валами и огромными бочками с мощным противотоком особенно в конце каньона Местами река делится на рукава —
идти следует основным потоком. Сплав закончили на живописной поляне правого берега у реки. С дороги места разборки не видно. С левого берега белые скалы. Ветер.

8.05
Подьем в 6.00. Завтрак . Погрузка. Отъезд. Ура Россия. Менты, наши менты, здравствуйте, рады вас видет. Ночевка под Воронежем.

9.05
В 16.00 Рязань. С днем Победы!

Поход закончен, через год нас ждет другой уже поход:

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Пожалуй, это один из интересных моментов, на котором стоило бы остановиться. Руководитель группы и некоторые участники уже не первый раз бывали на этом маршруте. В задачи похода входило не освоение рек, а отработка технико-тактических навыков сплава по бурной воде и обучение молодых членов команды. Линию движения в пороге выбирал первый экипаж (руководитель), что несомненно повышало безопасность сплава за счет опыта и знания русла реки. Однако надо признать, что выбранную линию сплава экипажи не всегда выдерживали, и в этом случае вступал фактор непредвиденных обстоятельств, с которыми все экипажи успешно справились. Поэтому все определяющие и предопределяющие препятствия я бы отнес к разряду потенциально опасных, так как вероятность аварии достаточно высока и группа должна своими силами и средствами организовать страховку и спасработы.

Другим социально опасным фактором являются сотрудники ДПС, с которыми надо уметь разговаривать и договариваться на месте.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

На юге Ставропольского края у подножья седого великана Эльбруса
(Западный Кавказ) расположена небольшая горная страна Карачаево-Черкессия.
КЧР входит в состав Южного федерального округа РФ. Это один из самых маленьких субьектов нашей Федерации — 83 место по площади(14.3 тыс кв.км).
Население 434,5 тыс. человек. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории — красивейшие уголки Западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения. Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа. Район Теберды относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-2000м над уровнем моря в формировании микроклимата велика роль Скалистого и Бокового хребтов, они служат надежной зашитой от холодных ветров и туманов, проникавших с северо-востока и юго-запада. Для Теберды характерна высокая интенсивность солнечной радиации, которая является основным источником тепла. В курорте Теберда мало ветра, среднегодовая его скорость 1,6 м/с, среднегодовой показатель относительной влажности составляет 70%. Осадков в среднем в год выпадает 700 мм. Лето в Теберде умеренно теплое, со средней температурой Т=15,5 градусов Цельсия. Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350 ), либо вытекают из высокогорных озер, крупнейшая река Карачаево-Черкессии — Кубань.
Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии).
Средний уклон на р.Кубань в верховьях 12-15 м/км, а расход с верховьев до г.Карачаевска возрастает от 70-150 м/3. В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т. д.), слева в нее впадают Учкулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.

Образуется река Теберда слиянием Гоначхира и Аманауза. Расход в р.Теберда составил около 15 м/3. В нее впадают сотни больших и малых рек, большинство которых питается от таянья ледников и снежников. В их числе левые притоки Ходжибей, Уллу-Хатипара, Муху, Гидам, Амгата и правые — Гедеж, Уллу-Мурджу,
Шумка, Джамагат. В Карачаево-Черкессии около 400 озер. К крупнейшим озерам в верховьях Кубани относятся Уллукель (бассейн реки Учкулан) и Хурлакель (левобережье реки Худес). В бассейне реки Теберды насчитывается более 100 озер. Крупнейшие из них: Муруджимские, Клухор, Туманлыкель.

Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м.
Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эндемиками, занесены в Красную книгу. Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь — тур западнокавказский , 
кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана.
Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.).
Встречается немало пресмыкаюшихся — ящерицы, гадюки, ужи, медянки.

В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах — озерная форель.

Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).

Район Архыза относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный.
Здесь на высоте 1200-1300метров велика роль в формировании климата Скалистого и Бокового хребтов. В пос.Архыз среднегодовая температура равна 5градусов Цельсия. Относительная влажность 72%. Среднегодовое количество осадков 820 мм. Б.Зеленчук образуется от слияния рек Псыги и Кизгыч на высоте 1500м. Общая протяженность реки с истоками 160 км. Расход воды в среднем составил около 40 м/3. Слева Псыги принимает реку Архыз, а справа — Софию, которая начинается у ледников.

Дополнительные сведения о походе

(перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

Сплав осуществлялся на трех катамаранах двойках. Суда были изготовлены членами группы. -2х местный катамаран типа <Тритон>( ТР):
спортивно-туристический по 2 секционированных баллона. -2х местный катамаран типа <Тритон>: увеличенный( ТРУ), спортивно-туристический по 2 секционированных баллона. Объем до 1000л. -2х местный катамаран типа <Твикс> увеличенный (ТВУ) спортивно-туристический по 2 баллона. Катамараны оборудованы металлическими рамами, чальными и спасательными концами, жесткими или надувными сидушками. Запасные весла крепились к раме резиной.
Накачка проводилась помпой. Перевозка катамаранов в разобранном состоянии осуществлялась на своем транспорте. Погода на реках была разная, ветер иногда носил шквальный характер. В таблице <График движения> указана погода на момент сплава. У группы имелся полный комплект медикаментов и обширный ремонтный набор. Для проведения похода по указанному маршруту специального пр

  • 18.7.07 21:16 Гость А банька у Махляева получилась знатная!!!
  • 15.7.07 20:10 Гость М-да..
    категорию порогов надобно бы поделить на два 🙂

Фотоальбом Зеленчук, Кубань, Аксаут 2007