Кавказ

На велосипеде по Кавказу / Дагестан, Чечня / 1991 / техотчет

Велосекция турклуба «Альтаир»

ОТЧЕТ

о велотуристском походе

ПЯТОЙ категории сложности по Кавказу /Дагестан/

совершенном с 26 апреля по 12 мая 1991 г.

Руководитель группы Юмашев А.А.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Справочные сведения о походе

2. Сведения о районе похода

3. Организация похода

4. Фактический график движения

5. Техническое описание маршрута

6. Итоги, выводы, рекомендации

7. Использованные источники информации

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Отчет содержит описание велосипедного туристского похода ПЯТОЙ категории сложности по Кавказу (Дагестан) по маршруту:

Серноводск — Шали — пер. Харами(2177) — Ботлих — Харахи — пер. Матласский (2075) — Батлаич — Уздалросо — пер. Дарада-Мурадинский (1600) — Гуниб — Чох — пер. Хамаща (Мегебский 2080) — Кумух — Вачи — пер. Чирагский (2620) — Чираг — Хив — Касумкент — Дербент — Маджалис — пер. Уркарахский (1230) — Уркарах — Кубачи — пер. Кубачинский (1850) — Урари — пер. Гуцабех (2030) — Акуша — Бургимаки — пер. Бургимакский (1440) — Леваши — пер. Кизилъяр (1590) — Нижний Дженгутай — пер. Балыкбашский (800) — Буйнакск — Кизилюрт — Хасавюрт — Шелковская — Наурская — пер. Терского хребта (900) — Грозный.

Протяженность маршрута по карте 1102 км, по счетчику 1119 км.

Продолжительность похода 17 дней с 26 апреля по 12 мая 1991 года.

Маршрутные документы за N 5/5 выдала МКК Рязанской областной Федерации Туризма 154-00-4335500 11 апреля 1991 года.

Сведения об участниках

  1. Юмашев Александр Альбертович — 1964 — 5у Алтай, 4у Кавказ, 4у Восточная Сибирь, 3у Средняя Азия, 3у Крым, 4р Карпаты, Всего 25 категорийных походов. — Руководитель
  2. Еремин Сергей Васильевич — 1965 — 5р Алтай, 5у Север Европ. части СССР, 4у Кавказ, 25-й велопоход. — Заместитель руководителя
  3. Дрожжин Дмитрий Алексеевич — 1971 — 5у Алтай, 3у Карпаты, 1р Центр Европ. части СССР, 8-й велопоход. — Завхоз, фотограф.
  4. Халявин Павел Геннадиевич — 1970 — 5у Алтай, 4у Восточная Сибирь, 2р Крым, 8-й велопоход. — Хронометрист
  5. Ганеев Шамиль Робертович — 1969 — 4у Карпаты, Всего 4 категорийных велопохода. — Медик
  6. Вербов Виктор Леонидович — 1967 — 3у Центр Европ. части СССР, 2у Крым, 1р Центр Европ. части СССР, 4-й велопоход — Механик

СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПОХОДА

Географическая характеристика района.

Дагестан в переводе означает «Страна гор». 30 вершин Дагестана превышают 4000 м, а высшая точка его — гора Базардюзю достигает высоты 4466 м. Горный Дагестан, а речь в дальнейшем пойдет о нем, ограничен с севера автотрассой Грозный — Махачкала, с востока — побережьем Каспия, на юге — Главным Кавказским хребтом (ГКХ). Горы занимают площадь 25,5 тыс. квадратных километров, а средняя высота всей территории Дагестана равна 960 м. Породы, слагающие горы Дагестана, резко разграничены. Главные из них — черные и глинистые сланцы, крепкие доломитизированные и слабые щелочные известняки, а также песчаники.

Две основные реки вырываются из гор — Сулак на севере (протяженность его 144 км) и Самур (213 км) на юге. Река Сулак несет в себе воды четырех Койсу (рек) Аварского, Андийского, Казикумухского и Кара-Койсу.

Дагестан имеет огромное число рек — 6255, но большинство из них — водотоки до 10 км. Все реки относятся к бассейну Каспийского моря, хотя непосредственно впадают в него только 20. К другим крупным рекам горного Дагестана можно отнести Уллучай (111 км), Чирагчай (93 км). 92% рек Дагестана относится к типу горных, с величиной среднего удельного падения 50 м/км.

Вследствие значительной сухости климата, а также своеобразного выпадения осадков с максимумом в летний период, площадь оледенения в Дагестане значительно меньше, чем в более увлажненных районах Центрального и Западного Кавказа.

Территория Горного Дагестана отличается разнообразием растительного покрова, зависящим от резких различий рельефа, климата, почв и других элементов ландшафта. Большую часть территории занимают альпийские и среднегорные луга. Леса распространены всего лишь на 8% территории. По природным условиям в Горном Дагестане можно разделить предгорный, горный и высокогорный физико-географические пояса. В предгорном поясе, начиная с высоты 600 м, где количество осадков выше, чем на равнине, распространены луга и леса. Здесь растут береза, граб, бук, дуб. Начиная с высоты 1800 м., распространяются субальпийские луга, а с 2400-2800 м. — альпийские. Субальпийские луга отличаются пышной растительностью. Встречаются клевер, астрагал, голубая скабиоза, синие генцианы, розовый рододендрон, овсяница, манжетки. На границе 3200-3400 м, у границы с вечными снегами, растительность совсем бедная. Преобладают мхи, лишайники, другие холодоустойчивые растения. Горные и высокогорные луга занимают большую площадь и служат летними пастбищами для многочисленных отар овец.

Во внутригорной части древесная растительность в виде островков леса встречается на возвышенных местах — березовые и липовые рощи.

Животный мир особенно богат в высокогорной части, где водятся своеобразные, присущие только Дагестану, животные. Здесь встречаются дагестанский тур, бородатый козел, кавказский олень, темно-бурый медведь, кавказский барс. Много в горах птиц улар (горная индейка), кавказский тетерев, орлы. Во внутренней части Дагестана, более заселенной и менее лесистой, животный мир беднее. Здесь можно встретить различных грызунов, ящериц, змей. В южных районах Дагестана водится ядовитая змея гюрза. В горных озерах встречается форель.

Климат Горного Дагестана умеренно-континентальный, характеризуется большой разницей температур между летом и зимой на низменности и днем и ночью в горах. На высоте более 3000 м среднегодовая температура ниже 0* С. Самый холодный месяц — январь со средней температурой -11* С, максимальной -28* С. Самый теплый — август, соответственно 24* С и 38* С. Количество осадков распределяется по территории очень неравномерно. В первую очередь это зависит от условий рельефа. Во внутригорном Дагестане, где осадки задерживаются горными хребтами, в среднем выпадает 500 мм осадков в год, а в долинах еще меньше. Основная масса осадков выпадает в мае — июле. Часто гремят грозы.

Туристско-историческая характеристика района.

Среди основных видов туризма, культивируемых в Дагестане, естественно горный и пешеходный туризм. Развитию их способствует горный рельеф со множеством перевалов, как простых, так и сложных. Водный туризм развит меньше — реки для «водников» достаточно сложны и невелики по протяженности. Для туристов — «лыжников» здесь слишком теплая зима.

Велосипедный туризм имеет хорошие перспективы, поскольку Дагестан еще называют страной дорог. Только с твердым покрытием (асфальтобетон, уплотненный щебень) их в республике 18620 км общей протяженности. Ну, а грунтовых и, так называемых, пастбищных (т.е. проезжих не в любую погоду) великое множество пробито почти к каждому аулу и селению. Следует отметить, что большинство дорог Дагестана имеет поперечное по отношению к хребтам направление, а это и большая протяженность пути и необходимость пересечения одного, двух и более перевалов для достижения конечной цели. Все это позволяет проводить в этом регионе велопоходы 3-5 категорий сложности.

Велик интерес путешествующих по Дагестану к его истории. В республике имеется 346 исторических памятников, охраняемых государством и не менее 300, охраняемых обычаями. Все их можно разделить на археологические (15-20 и более веков назад), исторические (от 6 и до начала 20 в.), революционные, военные (начиная с 1917 г.).

Наиболее впечатляют в Дагестане мощные оборонительные сооружения и среди них многокилометровая стена Дагбара, протянувшаяся по горам от Дербента до аула Ягдык. Мировой известностью пользуется крепость Нарын-Кала в Дербенте, самая древняя постройка которой датирована 6 в. Близ селения Хучни высится на отроге горы над рекой Рубас легендарная крепость семи братьев. На Гунибском плато сохранились развалины крепости 10-13 веков. Старинную крепость можно увидеть у аула Аракс.

Множество крепостных сооружений возникло в 19 веке в период Кавказской войны. В Верхнем Гунибе хорошо сохранилась Гунибская крепость, где сейчас находится турбаза. На Хунзахском плато стоит Аранинская крепость, сооруженная в 1867 году. Отреставрирована преображенская крепость и мостовое укрепление из трех круглых башен, сооруженных в 1859 году на Андийском Койсу близ Ботлиха.

Бесконечные набеги и войны вынуждали жителей Дагестана строить башни — боевые, сигнальные, жилые. Они разбросаны по всему Нагорному Дагестану. Самые древние сохранившиеся башни — боевая (17 века) в ауле Изари и сторожевая (18 века) в ауле Корода. Сигнальные башни высятся над перевалом в скалистом отроге Богоса близ аулов Хуштада и Тиндинага над Килой. Башни на территории республики — молчаливые свидетели бурных событий истории Дагестана, память народа.

В Дагестане целые аулы могут считаться историческими памятниками. Можно назвать всемирно известный аул Кубачи, возникший в 6 веке, известный своими мастерами — ювелирами, граверами, чеканщиками, оружейниками. Немало в аулах и селениях Дагестана культовых сооружений ислама, который принесли сюда арабы, завоевавшие этот край в 6-м веке. Среди них самые известные — мечеть 11-12 веков в Уркарахе, Джума — Мечеть (12 — 15 веков) с Караван-сараем в старинной части Дербента, минарет в Нижнем Дженгутае (1845 г.). Есть в Дагестане и следы христианства в укромном местечке Датуна расположен храм 9-11 веков.

Менее распространены такие исторические памятники как мавзолеи, гробницы, надгробья, со вкусом оформленные родники. Известны мавзолей в селе Хучни (18 век), мавзолей 20 века в селении Ахты, наиболее интересны надгробья древних кладбищ Дербента. Как прекрасные творения старых мастеров смотрятся каменные мосты 19 века в Ахты и Ташкошуре, железобетонный мост через Ахтынчай, построенный итальянцами. Из обилия архитектурно оформленных родников можно отметить купольные родники начала 19 века в Тарках.

В Дагестане бытует сказка о всаднике, который вез народам мира языки. В мешке их было множество. Пересекая горы, споткнулся усталый конь, а мешок зацепился за случайную скалу. Вниз по каменным уступам покатились языки, которые достались местным жителям, каждому селению — свой. Эта легенда дала, вероятно, Дагестану второе название, кроме страны гор — страна языков. Среди самых крупных народностей Дагестана, имеющих свой язык, можно назвать аварцев, даргинцев, лезгинов, лакцев, андийцев, цезов, годоберинов, тиндалов, чамалов, бежтинцев, агулов, табасаранов. 72 языковых наречия насчитывают народности Дагестана.

Туристская характеристика маршрута.

В этом разделе приводятся краткие сведения об истории развития, населении, достопримечательностях городов, селений, аулов, по которым проходила нитка маршрута. Приводятся в хронологической последовательности.

ГРОЗНЫЙ — столица Чечено-Ингушской АССР. Начало городу положила русская военная крепость Грозная, заложенная генералом Ермоловым в 1818 году. Крепость была местом ссылки поэтов Лермонтова и Полежаева. По делу о декабристах в 1826 году здесь был арестован А.С. Грибоедов. В 1870 году крепость утратила свое значение и была переименована в город Грозный. Развитие с конца 19 века нефтяной и обслуживающей ее промышленности способствовало росту города.

В настоящее время Грозный — крупный промышленный, административный и культурный центр. Население его по данным последней переписи 315 тыс. человек. В городе есть музей изобразительных искусств им.Захарова, краеведческий музей.

ХУНЗАХ — райцентр Дагестана. Неподалеку Аранинская крепость 19 века. В окрестностях — водопад Тобот. ГУНИБ — крепость времен Кавказской войны. 25 августа 1859 г. здесь генерал-фельдмаршал Барятинский принимал пленного Шамиля — предводителя восстания горцев (личность ныне весьма популярная, на многих автомашинах на лобовых стеклах его фотографии). В 1873 году в этой крепости родилась известная русская писательница Ольга Форш.

КУМУХ — райцентр. Историко-архитектурный комплекс 16-18 веков (отреставрированная часть крепостной стены на валу). Действующая мечеть с экспозицией.

ДЕРБЕНТ — персидское название города переводится как «Узел ворот» (Дар-Банд). Раскопки археологов показывают, что город существовал уже в 6-8 веках. В районе Дербента в 5 веке проходила Северная самая тревожная граница Ирана. Набеги кочевников — хазар вынудили жителей города (а здесь в те времена была резиденция епископа) возводить крепкие стены вокруг города. Они сохранились и до наших дней. Толщина стен крепости достигала 2,5-3,5 метров. Это цитадель Нарын-Кала (6-18 веков). Кроме нее в городе можно посмотреть Джуму-Мечеть (8 век), Кырхляр-Мечеть (18 век).

КУБАЧИ — одно из наиболее известных селений Дагестана. Славу ему принесли мастера-оружейники, делавшие ранее кольчуги, кинжалы, впоследствии ружья, пушки, а также всевозможную посуду. Все это украшалось затейливыми орнаментами. Кроме того, село славилось своими ювелирами мастерами техники чернения и эмали.

БУЙНАКСК — старинное название города Темир-Хан-Шура. Его можно перевести как «Скала хана Темира» или «Озеро хана Темира». История основания города начинается с 16 века. Его местоположение на стыке ущелий и дорог заставило администрацию русского царя устроить здесь пост или крепость, что и было сделано к 1834 году. С 1860 года город — центр Дагестанской области. Здесь в разные времена побывали художники — баталисты Ф.А. Рубо, И.К. Айвазовский, Т. Горшельт. История города связана с пребыванием здесь М.Ю. Лермонтова и А.Дюма-Отца.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

Прежде всего, надо сказать, что группа в полном составе и легко справилась с той частью заявленного маршрута, пройти которую позволила сложная политическая обстановка.

Нам пришлось переменить начальный пункт нашего маршрута — Назрань на Серноводск. Заявленный вариант потерял от этого 22 километра равнинной асфальтированной дороги. Решение принималось прямо в поезде после расспросов местных жителей.

Второе изменение — проезд из Буйнакска в Кизилюрт напрямую. Потери заявленного варианта составили в этом случае 37 километров дороги, не определяющей сложность и не представляющей интереса (если не считать сам город Махачкалу). Итого пройдено по карте 1102 км вместо 1161.

Отставание от заявленного графика на одни сутки было допущено на самом сложном участке — Шали — Дербент. Оно было скомпенсировано за счет дневки в Дербенте, которая, кстати, была бы небезопасной.

Сюрпризом оказался почти 1000 метровый перевал через Терский хребет под Горагорским.

При подготовке похода выбирать маршрут не приходилось. Это чуть ли не единственный маршрут пятой категории сложности, лежащий «вне зон обстрела» и проходимый в апреле — мае.

Предпоходная подготовка заключалась в проведении двух тренировок в неделю, которые включали десятикилометровый кросс и один час занятий в спортивном городке. С середины марта проводились походы выходного дня. К выходу на маршрут каждый наездил 300-500 километров.

Снаряжение использовалось обычное, но подготовленное с большой тщательностью. Так как поход предвиделся чисто велосипедный, то ремни для переноски велорюкзаков на спине остались дома. Заслуженно, как оказалось, остались дома и групповые емкости для воды.

Впервые в сложном походе использовалась система питания без ужина, которая себя оправдала.

Для подъезда к начальному, и отъезда с конечного пунктов использовались очень удобные поезда 88/87, идущие через Рязань. Наш вариант начального и конечного пунктов, заблаговременной покупки билетов, а также направления движения оказался единственно правильным в наших узких временно — денежных рамках.

ФАКТИЧЕСКИЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути Дата Уча сток Про тяжен ность (км.) Чистое ходовое время (часы) Средняя скорость (км/ч) Характер пути, естест венные препят ствия, опасные участки Погода
1 26.04 Серноводск — ответвление на Грозный 36 2 18 равнина, асфальт переменно
2 27.04 ответвление на Грозный — Беном 50 4 12,5 равнина, асфальт. с Шали начало подъема переменно
3 28.04 Бенои — пер. Харами 55 10 5,5 асфальт, подъемы и спуски. Харачой — конец асфальта, подъем на пер. Харами (2177м) 25км, щебень 42км ясно
4 29.04 пер. Харами — Харахи 66 10 6,6 щебень, подъемы и спуски, спуск с пер. Харами 32км, подъем на пер. Матласский (2075м) 16км ясно
5 30.04 Харахи — Карадах 63 10 6,3 щебень, подъем на пер. Матласский 17км, Батлаичское плато, спуск с Матласского перевала 24км ясно
6 01.05 Карадах — Чох 42 6 7 щебень, подъем на пер. Дарада-Мурадинский (1600м) 13км, спуск 10км, подъем на пер. Хамаща (2080м) 11км асфальт 5км дождь
7 02.05 Чох — аул Шара 48 10 4,8 щебень, подъем на пер. Хамаща 16км, спуск 9км грунт, асфальт 10км пасмурно
8 03.05 аул Шара — Чираг 51 10 5,1 щебень, грунт, подъемы, спуски, подъем на пер. Чирагский (2620м) 13км, спуск с пер. Чирагский 22км ясно
9 04.05 Чираг — трасса Ростов-Баку 126 10 12,6 щебень, грунт, спуск с пер. Чирагский 15км, далее спуск более пологий, асфальт 54км ясно
10 05.05 трасса Ростов-Баку — Родниковый 43 3 14,3 равнина, асфальт ясно
11 06.05 Родниковый — Кубачи 61 10 6,1 асфальт 5км, щебень, подъем на пер. Уркарахский (1230м), спуск с пер. Уркарахский 8км, подъем на пер. Кубачинский (1850м) 10км ясно
12 07.05 Кубачи — Акуша 66 10 6,6 щебень, подъем на пер. Кубачинский 7км, спуск с пер. Кубачинский 13км, подъем на пер. Гуцабех (2030м) 7км, спуск с пер. Гуцабех 15км ясно
13 08.05 Акуша — Буйнакск 98 9 11 щебень 13км, асфальт, пер. Бургимакский (1440м) подъем 3км, спуск 8км, пер. Кизилъяр (1590м), подъем 11км спуск 14км, пер. Балыкбашский (800м), подъем 3км, спуск 4км ясно
14 09.05 Буйнакск — река Акташ 70 7 10 подъемы, спуски, асфальт ясно
15 10.05 река Акташ — Червленая 89 10 8,9 равнина, асфальт ясно
16 11.05 Червленая — река Терек 76 10 7,6 равнина, асфальт ясно
17 12.05 река Терек — Грозный 79 8 10 равнина, асфальт, пер. Терского хребта (900м), подъем 12км, спуск 8км ясно

Итого за поход:

1119 139 8 дорог без асфальта 504 км., общий набор высоты 9821 м.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

1-Й ДЕНЬ, 26 АПРЕЛЯ — ПЯТНИЦА

Начальный пункт нашего маршрута — курортный «город на холмах» — Серноводск (далее километраж до ответвления на г.Грозный указан от него).

Преодолев пару ощутимых серпантинов, разделяющих станцию, почту и продуктовые магазины, выходим по асфальту за городскую черту. Равнина, поля, лесопосадки.

10 сворачиваем налево на трассу Ростов — Баку.

13 ручей, можно заночевать.

15 д. Давыденко — в ней река.

18 поворот направо на Ачхой-Мартан. Далее очень частые села, защитные лесопосадки, поля, сады.

36 развилка Грозный — Баку.

Ночевали мы, свернув в сторону Грозного около 5 километров. По правой стороне дороги тянется ограда дендропарка. Сразу после ее окончания вправо уходит грунтовая дорога. Проехав по ней до хорошего водоема, поставили лагерь.

Делать так мы нашим последователям не рекомендуем. Это красивое и удобное место понравилось не только нам. «Публичный дом Чернореченский лес», — как потом оказалось, называют его местные. Настоящие оргии в хорошую погоду устраивают здесь туземцы на автомобилях. Нам повезло — моросил дождь и мы приняли не более пяти мирно настроенных делегаций.

2-Й ДЕНЬ, 27 АПРЕЛЯ — СУББОТА

0 перекресток Грозный — Баку трассы Ростов — Баку (такой отсчет километров второго участка впоследствии будет довольно точно соответствовать действительности для желающих начать маршрут в г.Грозном, если первые километры пройти через Аргун). Равнина, асфальт, поля, села.

7 поворот направо на Чири-Юрт.

13 Чечен Аул, в нем река Аргун.

23 поворот с трассы на Шали. Характер дороги не изменился.

31 Герменчук.

35 Шали, начало подьема.

40 Сержень-Юрт. Дорога втягивается в ущелье.

46 конец Сержень-Юрта (слава богу!), начинается лес.

49 турбаза Бенои слева. Параллельно дороге течет река.

50 ставим лагерь на полке правого лесистого склона. Экспедиция уходит к реке за водой.

Всю ночь слышны с дороги песни возвращающихся из гостей из соседнего села жизнерадостных местных жителей.

3-Й ДЕНЬ, 28 АПРЕЛЯ — ВОСКРЕСЕНИЕ

С утра начинаются ощутимые подъемы и спуски, но в общем едем вверх по долине реки. Леса постепенно сходят на нет.

58 Ца-Ведено. Поселок пересекает множество ручьев.

62 преодолеваем пешком двухкилометровый подъем.

64 Ведено. Подъемы с различной крутизной продолжаются и дальше.

69 открывается замечательный вид на пер.Харами.

75 аул Харачой. В нем кончается асфальт и начинается крутой ярко выраженный серпантин подъема. Покрытие — крупный и мелкий щебень. Дорога уходит от реки. Петли серпантина не длинные — 100-300 метров, но их не менее 30. Местами едем, местами идем пешком. Чем выше, тем меньше становится ручьев, и последние километры подъема воды нет вовсе.

98 первая вершина. Она ознаменована двумя туалетами — одним с Чечено-Ингушской, другим с Дагестанской стороны (по хребту проходит граница автономных республик). Металлические щиты дорожных указателей и стены туалетов изрешечены огромным количеством пуль, но неподалеку мирно журчит родник, тишина, и дух захватывает суровая красота этих пустынных, но прекрасных гор.

Однако это еще не самая высшая точка. После 1 километра ровного пустынного плато (на котором, кстати, есть слабенький ручей), нас ждал еще однокилометровый подъем.

100 высшая точка перевала Харами. Начало крутого спуска.

104 конец крутого спуска.

105 становимся лагерем в котловине. Воды нет. Топим на примусах снег. Котловина полностью закрыта со всех сторон и только соединена с дорогой узким проходом. Красиво, тихо, но холодно.

4-Й ДЕНЬ, 29 АПРЕЛЯ — ПОНЕДЕЛЬНИК

Нашу последующую дорогу трудно назвать спуском. Настоящий спуск начинается только на 112-м километре.

128 развилка — Ботлих — прямо, а налево отходит объездная дорога, которая чуть ли не на десяток километров короче.

135 ручей с сильно минерализованной, но не лучшим образом, водой. Делаем перекус. Дорога продолжает пологий спуск по пустынной долине.

139 соединение с дорогой из Ботлиха.

40 выход к р. Андийское Койсу. Непрерывно идут сельскохозяйственные угодья сел Карата и Ортаколо. Сады, огороды, поля, дома, мутные воды Андийского койсу. Покрытие дороги — крупный камень.

155 по мосту переезжаем на правый берег Койсу, и мы в селе Тлох. Сразу начинается серпантин подъема на Матласский перевал.

159 Тлох кончается. Сначала серпантин «сопровождают» красивые леса, но вскоре их сменяет пустыня. Никаких признаков воды.

167 родник на петле серпантина. Это просто чудо. Он находится ниже дороги. Его можно и не увидеть, но про него скажет любой местный житель. Села далеко, но здесь часто останавливаются машины. Чтобы не «мозолить» глаза, ставим лагерь в складках местности.

5-Й ДЕНЬ, 30 АПРЕЛЯ — ВТОРНИК

Начинаем день с довольно ровного участка.

171 аул Харахи. К нему небольшой спуск, но сразу за аулом — вверх серпантин. Петли длинные, среднепологие. Открываются красивые панорамы.

177 маленький аул Амишта. Начинается чередование подъемов и спусков.

180 Цалкита.

181 мост через ручей и сразу за ним круто вверх серпантин.

186 выходим на ровное плато. Направо поворот на Сиух. Нам налево. По плато течет чистая река. Дорога идет параллельно ей вниз. Начинаются села.

196 Обода.

200 Арани.

203 Батлаич — крупный поселок, стабильные магазины, мечеть. Есть и объездная батлаичская дорога, но по ней можно ненароком попасть прямо в Махачкалу, так, что рекомендуем ехать через Батлаич.

Далее дорога идет слегка вверх по травянистому пустынному плато. Вдали видны горы. Красиво. На плато стоит одинокий заброшенный домик.

210 вершина Матласского перевала. Серпантин на спуске очень крутой, петли короткие. Нужна осторожность, но открывающееся великолепие — прекрасная награда за риск. Потеря высоты на спуске была настолько быстрой, что у половины группы закладывало уши.

225 Уздалроссо. Спуск продолжается. Грунт сменяется крупным гравием. внизу видна река Аварское Койсу, а за ней — хребет не уступающий пройденному, на котором отчетливо просматривается предстоящий Дарада-Мурадинский перевал.

234 мост через Аварское Койсу, аул Карадах — центр чеканного ремесла, перекресток. Едем вверх на перевал налево.

236 ночевка в саду. Вода из водопровода.

6-Й ДЕНЬ, 1 МАЯ — СРЕДА

237 дорогу пересекает ручей, вытекающий из глубокого ущелья. Пересекаем по высокому мосту и вверх по крутым петлям серпантина. Кругом известняк и редкая растительность.

247 аул Дарада, вершина Дарада-Мурадинского или Гунибского перевала. Начинается крутой каменистый спуск.

252 аул Мурада.

254 дорогу пересекает ручей.

257 конец спуска. Мост через реку Каракойсу. Начинается асфальт. Налево на Леваши, нам направо через тоннель вверх по реке.

262 развилка Цуриб — Гуниб. Едем на Цуриб налево. Асфальта больше нет.

265 ответвление влево на Чох в безымянном селе. Сразу серпантин вверх. Кругом выжженная трава и камни. Ни кустика ни дерева. Солнце палит жестоко. Спрятаться негде. У половины группы тошнота и слабость.

270 тепловой удар у одного из наших товарищей. Делаем навес из велосипедов и штормовок. Уходят остатки воды.

272 родник. Заброшенный дом. Ставим лагерь. Палатку видно с дороги. Ходовой день закончен.

7-Й ДЕНЬ, 2 МАЯ — ЧЕТВЕРГ

Подъем не очень крутой. Постепенно набираем рабочий ритм.

276 Чох. Неповторимая архитектура типа «интегральной микросхемы». Как живут люди? Из Чоха ведут несколько дорог. После расспроса местных жителей находим дорогу на Кумух. Она сворачивает в конце центральной улицы влево.

Начинается средней крутизны серпантин подъема. До Кумуха по этой дороге не ездят, поэтому с каждым следующим селом она становится все «бледнее».

282 Обох внизу.

286 Ответвление вправо на Мегеб.

292 Вершина перевала (Мегебского, Хамаща или Шангодинского — не знаем).

На вершине две перспективы — накатанная грунтовка вдоль хребта налево и полузаросшая травой дорога вниз по долине, на которой впереди виден подъем, а за ним вдали какие-то поселения. Едем влево, а зря.

301 выходим в село Унчукатль (это на асфальтированной объездной дороге к Кумуху, но до него еще ехать).

303 мост через реку, до Кумуха асфальт.

311 райцентр Кумух. Довольно крупный восточный городок с узкими улочками и двухэтажными домами. Есть все атрибуты цивилизации.

318 Шовкра.

319 спуск в глубокое ущелье к реке.

320 река, мост, за ним крутой подъем.

323 Шара. Небольшой спуск к реке и снова вверх.

324 слева из ущелья течет ручей. Поднимаемся по нему на 300 метров вверх и становимся на ровной площадке. День закончен.

8-Й ДЕНЬ, 3 МАЯ — ПЯТНИЦА

Утро начинается с грязного грунтового подьема.

328 начало двухкилометрового спуска, приводящего к реке.

333 Кая. Постоянные подъемы и спуски.

335 Вачи. В нем в ущельи река.

343 Кули.

348 Хосрех. За ним начинается выраженный подъем на Чирагский перевал.

361 вершина подъема. Последние петли берем под снегом пешком. Спуск происходит по грязной каменистой дороге, покрытой снегом.

371 дорога вброд идет через реку Чирагчай. Неожиданно для нас река оказалась так огромна, что обладатели кирзовых сапог перенесли через нее вещи, а остальные перепрыгнули ее с разбега.

375 Чираг. Снова узкие грязные улочки, пирамиды кизяков, архитектура типа пчелиного улья. Спуск продолжается.

383 становимся на ночлег у ручья недалеко от пастушьих домиков.

9-Й ДЕНЬ, 4 МАЯ — СУББОТА

С утра спуск продолжается. По бокам суровые серые стены, но красиво. Ниже появляется лес.

391 Рича. Спуск довольно крут и опасен.

397 Тпиг. Вскоре за ним на узкой горной дороге нам повстречался служебный газик славной трудовой династии братьев Амаевых. Фазбулат — первый секретарь Агульского райкома КПСС, Джабраил — директор совхоза «Тпигский». Уклониться от гостеприимства мешал перегородивший дорогу автомобиль. Спуск после этой трогательной встречи стал на порядок опаснее.

402 Хутхул.

425 Хоредж.

433 Хив.

447 Сердаркент начало асфальта. Спуск к морю продолжается.

470 Касумкент. Далее сплошная населенка, поля, дачи до Дербента.

484 выход на трассу Ростов — Баку.

501 ставим лагерь возле дачного поселка.

10-Й ДЕНЬ, 5 МАЯ — ВОСКРЕСЕНИЕ

515 Дербент, интересный крупный город. В нем большая старая крепость, выход к морю. Жаль, что побыть в городе подольше мешала витающая в воздухе напряженность.

525 поселок Дагестанские Огни.

533 Мамедкала, в ней поворот налево на Маджалис. Далее отсчет километров будет от Мамедкалы.

Асфальтированная дорога идет с еле заметным набором высоты. Кругом виноградники, посадки, болота.

10 Родниковый.

11 Начинаются густые лиственные леса за колючей проволокой. Вдоль дороги проложены толстые трубы, из которых местами сочится чистая вода. И хотя обстановка не очень понятна, перелезаем через колючую проволоку и ставим лагерь возле течи в трубе.

11-Й ДЕНЬ, 6 МАЯ — ПОНЕДЕЛЬНИК

15 спуск в ущелье. Река Уллучай. За ней подъем.

16 Маджалис. Начало гор, грунтовки и серпантина.

19 развилка. Уркарах и одноименный перевал вправо.

30 родник на петле серпантина. Дорога извивается по склонам гор. Подъем довольно крут.

50 километровый спуск с километровым подъемом.

53 Уркарах. Кругом пустынные горы. Это вершина Уркарахского перевала. Возле дорожного указателя сворачиваем влево на Кубачи, не заезжая в Уркарах. Начинается довольно крутой спуск.

62 конец спуска и снова река Уллучай. Отсюда начинается подъем на Кубачинский перевал. Горы очень сухие.

70 влево от дороги вниз уходит долина. Видно как на ее дне зарождается ручей. Здесь мы и ставим лагерь.

12-Й ДЕНЬ, 7 МАЯ — ВТОРНИК

Ура! Сегодня день Радио.

С утра подъем продолжается «в том же ключе».

72 Кубачи — крупный поселок. Говорят, что в нем интересный музей чеканных работ. Жаль, что мы в него не попали.

79 вершина Кубачинского перевала. Пустынное гористое плато. Вокруг панорама суровых гор.

82 безымянная развилка. Нам налево на Урари.

86 Урари. Начало серпантина спуска.

92 конец спуска, река, мост.

93 еще мост.

95 конец Урари. Дорогу пересекает множество ручев.

102 Цугни. Дорога идет вверх.

109 села Канты и Ургани. За ними подъем на перевал Гуцабех становится ярко выраженным.

116 вершина перевала Гуцабех (фото 27). Спуск проходит по каменистому серпантину. Вскоре к дороге подходит река.

123 Гапшима.

131 Акуша — райцентр, расположенный на двух берегах реки. Конец спуска.

138 ставим лагерь справа от дороги в колхозном саду за рекой, которую переходим вброд.

13-Й ДЕНЬ, 8 МАЯ — СРЕДА

Уточняем дорогу на Леваши через Наскент.

144 Бургимаки начало асфальта, начало подъема.

147 вершина Бургимакского перевала. Спуск пологий по хорошему асфальту. Можно развивать высокую скорость.

159 Леваши.

175 Урма. Здесь начинается подъем на перевал Кизилъяр.

186 вершина перевала Кизилъяр. Далее следуют непрерывные подъемы и спуски.

192 начало настоящего спуска. Длинные некрутые петли с хорошим асфальтом позволяют развить высокую скорость. На склонах гор появляются леса. Красиво.

206 Верхний Дженгутай. Конец спуска.

208 Нижний Дженгутай. Начало подъема на Балыкбашский перевал. Берем в седле.

211 вершина Балыкбашского перевала. Спуск снова позволяет развить высокую скорость.

215 конец спуска.

218 Буглен и начало сплошной населенки.

229 Буйнакск.

236 ставим лагерь в саду за городом.

14-Й ДЕНЬ, 9 МАЯ — ЧЕТВЕРГ

С самого утра путь наш лежал по красивой холмистой пустынной долине. Небольшие перепады высот, невысокие горы вдалеке, пересекающие дорогу ручьи.

251 Чиркей.

288 Кизилюрт, выход на трассу Ростов — Баку. Далее дорога идет мимо полей, посадок и строений.

305 река Акташ.

306 встали за рекой справа от дороги в каком-то заброшенном сложном хитросплетении арыков, каналов, дамб, построенном в пятидесятых годах.

Мы так и не поняли, что это было — парк или рисоводческое хозяйство, но ночь в лиственном лесочке у арыка прошла прекрасно.

15-Й ДЕНЬ, 10 МАЯ — ПЯТНИЦА

312 Хасавюрт. Далее отсчет километров будет от него.

21 начало красивой ненаселенной лесостепи. Дорогу пересекают многочисленные, правда мутноватые, арыки. Слева медленно несет свои

тоже мутноватые воды, Терек. По берегам склоняются ивы.

41 Гребенская и Шелковская.

78 ставим лагерь в посадке акаций. Воду берем дождевую из бетонного желоба неработающего арыка.

16-Й ДЕНЬ, 11 МАЯ — СУББОТА

83 Червленая. Пейзажи портятся. Поля, села, посадки. Воды нет.

156 Ищерская. В ней поворот на Горагорский.

158 снова переезжаем по мосту Терек.

159 стоянка справа в лиственном лесу. Вода в дождевой луже.

17-Й ДЕНЬ, 12 МАЯ — ВОСКРЕСЕНИЕ

172 начало подъема на перевал Терского хребта. Берем в седле.

184 Горагорский и вершина перевала. Первые три километра спуска мощены булыжником, дальше асфальт.

192 конец спуска. Степи, поля.

238 начало города Грозного. Все живы. УРА!

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Подводя итоги, хочется сказать, что поход получился удачным. В сжатые сроки майских праздников с небольшими денежными затратами пройден интереснейший маршрут пятой категории сложности. Группа успешно преодолела основные трудности данного района — большой набор высоты, резкий климат и отсутствие дров. Сложная обстановка в стране добавила к ним еще и почти полную автономию по части продуктов.

Необходимость везти с собой запас продуктов на весь поход вынудила пользоваться малым их количеством с максимальной эффективностью. Хорошо зарекомендовала себя система питания без ужина. На маршруте совершенно необходимы примуса. Хорошее место для стоянки — редкость, а что — бы еще и с дровами — это вообще фантастика, поэтому примуса сильно расширяли наши возможности.

Теперь, когда снижены требования к количеству километров в велопоходе, можно рекомендовать начать маршрут в Грозном, а заканчивать, свернув на Грозный в Червленой. Это будет около 940 км. Ничего стоящего маршрут от этого не потеряет.

График движения оказался правильным. Отставание на одни сутки на участке Серноводск — Дербент произошло из-за отмены поезда Москва — Махачкала, на который были билеты у двоих из группы. Их ждали сутки.

Неоценимую услугу оказал нам поезд N 87/88 Москва — Грозный, проходящий через Рязань. Сев в него после работы в 23 часа мы прибыли через сутки в 8 00 в начальный пункт маршрута. Обратно он отправлялся в 23 00 и прибыл в Рязань в 10 00, что позволило обойтись минимальным количеством отгулов. Билеты в Рязани можно купить и туда и обратно заранее и делать это нужно за 45 суток. Обратные билеты можно купить только из Грозного, поэтому в нем нужно делать конец маршрута.

Трудно давать рекомендации в наше время, но несмотря на частые пожелания остаться живыми, живыми мы все-таки остались. Слухи и рассказы местного населения о чудовищных людях, живущих за хребтом в соседнем ауле (и так про каждый соседний аул!), не оправдывались. Можно порекомендовать не брать в группах женщин и деликатно отказываться от гостеприимства, иначе маршрут может стать непроходимым вообще. Крупных населенных пунктов лучше избегать или в них не задерживаться.

Для тех, кто хочет совершать путешествие в данном районе в более поздние сроки, хотим предупредить, что могут быть серьезные проблемы с водой и повышается вероятность опасного для здоровья перегрева.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Атлас автомобильных дорог СССР, М.,ГУГК, 1989г.

2. Туристская карта Дагестанской АССР, М.,ГУГК, 1988г.

3. Отчет В.В. Мироненко о велопоходе 5 категории сложности по Дагестану, Рязань, 1990г.

4. Расписание движения железнодорожного транспорта.

Оформление Исаков Л.В.