Алтай

Алтай. О.Кондраков / 1993

12 августа. мы идем по высокому валу морены, утреннее солнце начинает потихоньку припекать. Боковая морена длинная. Справа тянется ледник то с грязными боками, то с ослепительно белыми или даже цветными. Мы поднимаемся все выше и выше к нашей вершине, к вершине без названия, а только с отметкой высоты. Первый раз мы увидели ее вчера с нашего первого перевала, и то что нам открылось с его седловины и удивило, и испугало. Был виден весь профиль западного гребня, различались все ступени и их крутизна, но испугало не это, а большая его протяженность. Описание 1981 г. — чемпионов страны было намного скромнее увиденного. Вчера вершина предстала перед нами в белоснежной чистоте, с огромными ледовыми сбросами, а сегодня это была пирамида из скал. Она уже долго маячила перед нами. Наш ориентир — ледопад, что свисает с верхнего плато. Где-то там мы должны найти место под стоянку и организовать разведку. А пока мы идем по острому гребню морены, дышим то холодным воздухом с вершин и ледника, то теплым воздухом, пропитанным запахом смородины.

13 Августа. Начальная часть подъема запутанная и вчерашняя разведка прояснила ее только на половину. Мы почти в лоб поднимаемся по травянистому осыпному склону бокового хребта. Надо не запутаться между наклонных террас и мелких отрогов , а точно выйти на гребень вершины 3100 м. Идти и ориентироваться трудно, троп нет. Чем выше мы поднимаемся трава сходит на нет, а в тени появляются снежные проплешины. Гребень нас встретил ветром с двух сторон и скальными карнизами. В связках мы продолжаем подъем, идти не трудно, только с осторожностью страхуем и обходим живые плиты. После очередного подъема на скальный выход мы наконец-то увидели весь наш путь подъема на главную вершину. Громадина из снега, льда и скал впечатляет. Гребень был местами настолько крут, что было не понятно, как его проходить, но первые впечатления обманчивы. Уже вторая половина дня, до наклонного снежного плато 3500 м. надо пройти снежно скальный гребень вершины 3400м.. Это наша запланированная стоянка. В шесть часов вечера вырубили две площадки в фирне и поставили палатки. Пока не село солнце в них было невыносимо жарко. Одна связка уже на верху для разведки начального участка подъема, а мы смотрим на вершину в бинокль и пытаемся угадать плавильный путь подъема. Смотрим то на вершину, то вниз в долину, где зелень, тепло и озера. Мгновение назад здесь было жарко, а теперь невыносимо холодно. Тихо, мы одни в этом мире, и только цепочка следов, которую привели мы сюда, говорит, что здесь люди. Завтра они потянутся все выше и выше, будут обрываться на скалах, но направления покажут забитые крючья, потом опять выйдут на снег, дойдут до вершины и спустятся на большое фирновое плато. Это все планы на завтра, а сейчас вершина укутывается в одеяло облаков, а на пора укутываться в пуховки с спальники.

14 Августа. Встали рано, но из-за того, что было холодно и примуса долго разогревали пищу, вышли в 7.00. Холодно и ветрено, многие идут в пуховках. Выход с плато на западный гребень был достаточно сложным: вмерзшие в лед камни шевелились и покачивались, крутизна порядка 45 градусов. В связках идти не получилось, начали вешать перила. Выход на гребень не облегчал подъема, сразу началась вертикальная пятиметровая скальная стенка, но достаточно простая. за ней скальный гребень стал менее крутым. местами был снег с натечным льдом. Передовая группа не нуждалась в корректировке выбранного маршрута движения, описание было хорошо всем известно. Очень холодно, солнце не греет. После наклонных скальных плит большой взлет, обходим его слева по ходу. Пока по очереди проходили, ребята вверху греются несколько минут на солнышке. С одной стороны гребня сильный ветер, солнце и холодно, а с другой стороны ветер, тень и тепло. После прохождения нижней ступени идет снежный гребень. страховка плохая, на ледорубах. Неожиданно справа по кулуару прошла лавина с вершины. Все, кто свободен от работы наблюдают за ней. После прохождения снежного участка погода испортилась, пошла облачность и было видно, как черная стена непогоде надвигается на нас. О ней думать не хотелось, у нас пока солнышко. Середина второй ступени подъема очень плохая, места страховок очень маленькие, не удобные. Снег раскис и стараемся идти по скалам, но они пошли сложнее и круче. Вершины не видно, только участки подъема 50 — 100 метров . Начала сказываться усталость — целый день работы, перекусить некогда. Часов в 7 вечера стало ясно, что до вершины мы сегодня не дойдем. надо искать место под стоянку, пока есть световое время. Как счастье на верху нашли площадку на две площадки. Поднялись к ней уже в полной темноте. Ребята вырубили две площадки в узком снежном гребне. Все сильно устали, повесили сегодня около 700 метров перил. Этого по описанию должно было хватить до вершины, но увы, где вершина не известно в таком тумане и снежной крупе. В 12 ночи завалились в палатки, дежурные кое как сделали компот, всем очень хотелось пить. Сейчас самое главное отдохнуть после трудного дня.

15 Августа. Погода не балует с самого утра вчерашнего солнышка нет. Туман и ветер. Пока готовили завтрак ушло много времени, но зато все отдохнули. Сразу за площадкой уходит небольшая стена, туда еще вчера повесили перила. Все кто оделся начинают потихоньку уходить по ним , хоть как то согреться. За стенкой участок наклонных плит, а затем самый трудный, ключевой участок всего подъема — третья ступень. Не спеша начали ее обрабатывать. Отсюда вершина кажется совсем близко. На этом участке склон очень крутой и в верхний ее части рюкзаки вытягиваем отдельно. Дальше шел уже почти снежный купол вершины но крутизна не уменьшалась. Движемся от одного скального выхода к другому, и все ждем и ждем когда же будет вершина. Вершина сейчас это избавление от всех мук. Но метры перил все тянутся и тянутся, а до вершины далеко. Погода совсем разбушевалась. Туман, снег, да еще и гроза начинается. Когда вышли на вершину и траверсировали ее купол видимость была уже 10 метров, а то и меньше. В 30 метрах ниже вершины нашли пологую площадку, надо вставать на ночлег. что слева, сто справа, ничего не видно. Где мы? Быстро поставили палатки и началась гроза. Ветерь был настолько сильным, что боялись, что разорвет палатки, одну даже специально завалили. Лежим в поваленной палатке , и ветер бушует , гроза. Чуть поднимешь голову обрушивается разряд статического электричества. Все железо трещит и пахнет озоном, даже оправа от очков. Дежурные как сумели растопили пол автоклава воды, остальное пожуем в сухомятку. Засыпаем с мыслью, когда-же пройдем вершину. Радости от того, что мы уже здесь нет. Полтора километра перил вытянули из нас все силы и нервы.

16 Августа. Погода прекрасная, мороз и солнце, на небе ни облочка. Внизу видно большое плато. Вся панорама хребта с двумя Белухами перед нами. Сейчас радостно и холодно. Мы взяли ее! Еще никто не знает, что на плато мы будем изнемогать от сильной жары и духоты, как будем спускаться с плато, как уже ночью мы наконец то спустимся и сидя в палатке на леднике будем счастливы.